Анализ проблемы изучения моторных функций
Моторные функции – это тип двигательной активности организма или отдельных органов. Под моторикой понимается последовательность движений, которые в своей совокупности необходимы, чтобы выполнять какую-либо определенную задачу.
В двигательной сфере человека обычно выделяют общую и мелкую моторику:
- общая моторика развивается с рождения и к начальной школе ребенок умеет выполнять достаточно сложные движения – бегает, прыгает в длину и высоту, может метать предмет на расстояние в цель, сохранять статистическое равновесие и пр. Основные характеристики общемоторных действий – точность, быстрота, силовые возможности, ритмическая составляющая, гибкость и равновесие;
- мелкая моторика – способность пользоваться ножницами, иглой, карандашом, кистью и пр. Развитие мелкие мышц идет позднее крупных, в связи с чем, мелкие движения, которые требуют точности, вызывают у дошкольников затруднения.
Постепенно в начальной школе дети овладевают письмом и графомоторными навыками. Качество и динамика развития графомоторики зависит от достаточного уровня сформированности общих и особенно мелких движений. Формирование всех обозначенных навыков зависит от социально-территориальных особенностей, например, проживания и воспитания в сельской местности, когда условия обучения и коммуникация, физические и двигательные нагрузки существенно отличаются от жизни в городах и крупных мегаполисах.
Сформированная моторика играет немаловажную роль в успешном протекании когнитивного и психофизического развития детей. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и развитие речи.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, совместно участвующих в процессе выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики играет важную роль в нескольких аспектах, которые определяют существующие направления научных исследований:
- развитие познавательных способностей;
- развитие речи;
- осуществление предметных и орудийных действий, включая письмо.
Над своевременным формированием моторных навыков у детей следует работать как педагогам, так и родителям. Важный аспект работы – пальчиковые игры, которые помогают развивать творческую деятельность. Дети повторяют движения взрослых, что совершенствует моторику рук.
Моторика дошкольников с ОНР
Несмотря на огромный объем информации о различных методах развития моторных навыков у детей раннего и дошкольного возраста, существует категория детей, у которых мелкая моторика развита плохо. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно сформированы механизмы программирования сложных координированных действий и несовершенна регуляция движений. Все это влияет на овладение навыками письма и дальнейшую успеваемость в школе.
Трудности могут проявляться не только при обучении, но и в бытовых действиях - шнуровке обуви, завязывании бантов, плетении косичек, застегивании кнопок и пуговиц.
Чтобы правильно развивать моторную координацию у детей с ОНР необходимо раннее педагогическое вмешательство, чтобы предупредить негативные изменения в развитии личности.
На сегодняшний день для развития ручной моторики существует много различных техник. Педагог может выбрать тот материал, с которым ему комфортно работать, основываясь на контингенте детей, представленном в инклюзивной группе. Овчаровой А.П. выделены следующие ступени процесса сопровождения:
- подготовительная;
- психолого-педагогическая диагностика;
- аналитическая;
- коррекционная;
- завершающая.
Детей с ОНР отличает нарушение последовательности элементов комплекса выполняемых упражнений, пропуск его составных частей. Недостаточно скоординированы пальцы и кисти руки, отсутствует плавность, трудно переключаться с одной позиции на другую. Движения замедлены, ребенок может «застревать» в одной позе.
Недостаточный уровень сформированности моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи обусловливает низкие результаты в процессе выполнения разных заданий: заштриховать или обвести фигуру, дорисовать или нарисовать по образцу и пр. Ребенок быстро утомляется, а неподготовленность к письму и снижение работоспособности позднее вызывает формирование негативного отношения к учебной деятельности, вызывая тревожное состояние.
Исследования содержат информацию, что пока движения пальцев не становятся свободными, не наступает скачка в развитии речи. В связи с этим необходимо с раннего возраста приступать к тренировке пальцев рук. Такая тренировка может состоять из: массажа кистей рук, игр с мозаикой, закручивания пробочек, завязывания и развязывания узелков, работы с ножницами и пластилином, раскрашивания и штриховки, пальчиковых игр и пр.
В двигательной сфере детей с ОНР отмечается диспропорция всех компонентов моторики и разных параметров каждого компонента. Преимущественно затруднения касаются необходимости удерживать равновесие – отмечается общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками и схождение с места. Ходьба и повороты в движении характеризуются несогласованной работой ног и рук, шаркающей походкой и плохой осанкой. Переключение с одного движения на другое характеризуется скованностью, зажатостью движений, неточностью и нечеткостью двигательных актов, нарушением их порядка и количества.
Недостаточное развитие моторики влияет и на другие типы детской деятельности. Например, рисунки выполнены нетвердыми кривыми линиями, только отдаленно похожими на контур предмета. Запорожец А.В. смог доказать, что формирование произвольных движений протекает при участии речи. Также как и наоборот, точные и динамичные упражнения для рук или ног, подготавливаются совершенствованием движений артикуляционных органов – языка, губ, нижней челюсти.
У детей с ОНР развитие моторики и экспрессивной речи тесно взаимосвязано, поэтому под воздействием коррекционной работы, моторика и речь могут развиваться практически параллельно, что определено анатомическими и функциональными связями речи и двигательной функциональной системы. Так, для детей с ОНР физические упражнения – это не только условие активного общего развития, но и одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.