Профессиональное педагогическое слушание
Профессиональное педагогическое слушание – это умение слушать, способствующее наиболее эффективному взаимодействию учителя и учеников в разных коммуникативных ситуациях – в процессе фронтального опроса, слушания ответов учащегося, общения с классом либо с учеником вне урока и пр.
Эффективность педагогического общения зависит не только от ораторского мастерства учителя, но от умения слушать других субъектов образовательной деятельности – учащихся, коллег, родителей школьников. Слушание в качестве важнейшей стороны педагогической коммуникации в значительной степени отражает такие элементы профессиональной компетентности, как педагогическая направленность, педагогическая наблюдательность, такт и рефлексия. Благодаря педагогическому слушанию, говорящий получает обратную связь, может помогать ученику, содержать регулятивные воздействия и приемы оценивания.
Педагогическое слушание, таким образом, может быть определено в качестве активного процесса восприятия речи собеседника в ситуации педагогического общения и поддержания контакта с ним, который направлен на понимание, регуляцию позиции собеседника и уровня его активности, демонстрация позитивных образцов культуры общения.
Функции слушания в педагогическом общении
Слушание в педагогическом общении выполняет ряд функций:
- коммуникативная – предполагает прием информации от какого-то субъекта общения и передачу информации об отношении учителя к услышанному и к своему собеседнику;
- интерактивная – реализует систему педагогических действий оценивания, стимулирования, поддержки и эталонного влияния, то есть личный пример;
- социально-перцептивная – состоит из восприятия и понимания собеседника, его позиции при общении, его ожиданий, проблем и трудностей, индивидуальных особенностей.
Эффективное педагогическое слушание дает возможность получить от собеседника полную и адекватную информацию, устанавливать и поддерживать доверительные контакты, стимулировать говорящего на продолжение общение и углубление самораскрытия. Базовое условие эффективного слушания – устойчивое направленное внимание учителя и минимум отвлечений, наличие визуального контакта, позитивных установок относительно партнера общения, использование специальных приемов, которые реализуют педагогические задачи.
Неэффективное слушание вызывает неполное или искаженное восприятие высказываний собеседника, вызывая у партнера неудовлетворенность, разочарование, чувство непонимания. В педагогическом общении при неэффективном слушании создается ряд неблагоприятных условий для решения педагогических задач, демонстрируется бестактность, несоблюдение норм культуры общения. Также выделяют ряд нежелательных проявлений:
- нетерпеливое ожидание слушателем возможности сказать самому;
- стремление перебить говорящего;
- восприятие исключительно желаемой информации;
- предубеждения относительно говорящего или сообщаемого;
- наличие эмоциональных блокировок;
- отвлечение;
- непонимание расхождений с говорящим в понимании терминов и проблем;
- имитация слушания, отсутствие визуального контакта с говорящим и пр.
В рефлексивном педагогическом слушании должна быть реализована развернутая обратная связь относительно говорящего: учитель стремится к пониманию мотивов собеседника, его состоянию, отражающему нюансы преподносимой информации, в случае затруднений помогает ученику сформулировать мысль. Такие цели могут быть достигнуты через специальные вопросы, многочисленные уточнения, перефразирование, отражение чувств собеседника, резюмирование.
Нерефлексивное слушание проявляется внимательным молчанием, педагог не задает никаких вопросов, сводя ответы к необходимому минимуму, не вмешивается в процесс рассуждений.
Пассивное слушание говорит о минимизации реагирования со стороны слушателя, он не предоставляет специальной информации о том, насколько глубоко понята мысль. Реагирование проявляется молчанием, внимательным взглядом, улыбкой, киванием и прочим невербальным сигналам, иногда поддакиванием и отдельным речевым реакциям.
Активное слушание – более вариативное и полное информирование собеседника о понимании сказанного и отношении к этому слушателя, при этом используют несколько специальных приемов слушания:
- перефраз – наиболее полное и близкое по смыслу к оригиналу повторение речи собеседника, посредством перестановки слов в услышанной фразе;
- редакция – повторение наиболее значимой для слушателя части высказывания партнера или видоизменение высказывания;
- вербализация – высказывание слушателя, содержащее предположения о мотивах говорящего, которые побуждают его к выражению определенной мысли.
Позиции учителя в педагогическом слушании
Намеренное использование учителем нескольких позиций слушания позволяет существенно разнообразить процесс общения и расширять спектр решаемых педагогических задач.
Нулевая позиция предполагает минимизацию реагирования. Данная позиция решает задачи анализа собеседника, позволяет ему развить свой темп речи, может выражать несогласие.
Анонимная позиция выступает одним из вариантов нулевой позиции, когда слушающий сидит спиной к говорящему или вполоборота к нему. Данная позиция раскрепощает говорящего, позволяет ему сосредоточиться, активизирует его.
Позиция вовлеченности – полная противоположность первых двух. Она предполагает интенсивные реакции через мимику, жесты, речевую экспрессию, отражение реакции говорящего. Данная позиция применяется, чтобы поддержать говорящего, сформировать у него мотивацию к более глубокому общению, завоевать доверие, закрепить положительное отношение к предмету разговора.
Позиция оригинальности возникает, когда педагог выделяет оригинальные, нестандартные идеи в высказываниях учащегося.
Позиция сознательного слушания требует ставить неконкретные вопросы говорящему, касающиеся его переживаний, чтобы лучше понять его состояние, закрепить чувства, прояснить их для самого ученика.
Позиция ответственности – учитель просит ученика описать события таким образом, чтобы выделялся личный вклад собеседника в происходящие события. Эта позиция может использоваться, чтобы установить объективность, воспитать у говорящего ответственность за свои поступки.
Позиция совершенствования – предполагает изолирование негативных высказываний говорящего, содержащих сверхобобщения, и выделение позитивной части.
Позиция раскрытия предполагает сообщение учителем своих чувств относительно сказанного или о ситуациях из собственной жизни, похожих на прозвучавший рассказ. Данный прим необходим, чтобы установить доверие, углубить общение и эмоционально поддержать.
Экзистенциальная позиция акцентирует внимание учителя на общих мировоззренческих установках говорящего, анализе особенностей его личности. Учитель может занять данную позицию, чтобы углубить рефлексию обоих участников беседы, поддержать позитивные установки и личностные качества собеседника, установить более глубокий уровень общения.