Народные игры как метод физического воспитания и развития дошкольников
Народные игры – это разновидность игровой деятельности, отвечающая национальным особенностям и характерная для определенного народа.
Народные игры являются важным аспектом воспитательного процесса. Они способствуют не только развитию физических качеств, но и нравственному воспитанию и культурному обогащению, принятию норм социального поведения, общему гуманистическому развитию индивида.
Использование народных игр в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации актуально потому, что в ходе игровой деятельности применяются разные аспекты национальных культур народов, населяющих конкретный регион. Это повышает мотивацию детей к игровому процессу, поскольку, он становится более увлекательным и близким для ребенка, в нем он видит черты из повседневной жизнедеятельности, какие-то национальные особенности, традиции, которые соблюдаются в его семье.
Посредством народных игр происходит установление взаимоотношений и взаимодействия между дошкольниками разных возрастов и социальных статусов. Выделяют три аспекта взаимоотношений дошкольников, реализуемых в ходе народной игры:
- Речевое взаимодействие. Дети общаются между собой, учатся строить положительные коммуникативные связи, учитывать интересы и потребности друг друга, брать в во внимание чужое мнение и чужую точку зрения принимать за единственно верную.
- Ритмическое взаимодействие. Дети учатся действовать в такт друг с другом, выполнять синхронные движения в соответствии с ритмом и мелодией.
- Совместные двигательные операции. В ходе игр осваиваются разнообразные движения. Часть из них выполняется в парах или группах.
В дошкольной педагогике применяется огромный арсенал игровых средств, и народные игры занимают в них ведущее положение.
Как средство физического воспитания дошкольников, народные игры выполняют следующую функциональную роль:
- Народная игра – побудитель к действию. Она позволяет ребенку удовлетворить свои познавательные и эмоциональные потребности, реализовать свой физический потенциал, развить двигательные навыки;
- Развитие физических качеств личности, необходимых дошкольнику определенной возрастной группы;
- Активизация познавательной активности. Физическое развитие напрямую связано с интеллектуальным. Поэтому, развиваясь физически, ребенок совершенствует свой интеллект;
- Образный характер народных игр способствует раскрытию физического потенциала ребенка, мотивирует его к физической активности;
- Воспитание значимых психофизических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации движений;
- Разнообразие игровых действий и ситуаций, динамика и эмоциональный компонент игры упрощают освоение дошкольниками движений, совершаемых взрослыми;
- Развитие опорно-двигательного аппарата за счет адекватной физической нагрузки, не угрожающей здоровью детей;
- Повышение двигательной активности дошкольника, приводящее к развитию нервно-психических процессов, укреплению мускулатуры.
Рисунок 1. Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия проведения народных подвижных игр в дошкольном учреждении
Чтобы народные игры приносили должный эффект в физическом развитии дошкольников, требуется их оптимальная организация.
Соблюдение данных условий реализации игровой деятельности даст положительную динамику развития физических свойств организма дошкольника:
- Вариативность игровой деятельности. Чтобы мотивировать детей к игровому процессу, необходимо предлагать им разнообразие игр, а также владеть разными методами их практической реализации, используя творческий подход.
- Достижение активного выполнения дошкольниками игровых действий, посредством успешной мотивации.
- Дозированность физической нагрузки.
- Контроль педагога за ходом игрового процесса, полноценной реализацией содержания игры.
- Создание комфортной психологической атмосферы в коллективе. Чтобы игра была успешной и интересной, необходимо наличие эмоционального восприятия игры, положительного настроя детей и их тесное сотрудничество.
- Демонстрация выполнений физических действий и ознакомление с правилами выполнения и техникой безопасности.
- Объяснение народной игры, посредством неожиданного внедрения в игровой процесс зачина игры или считалки, которая будет веселой и легкой для запоминания детьми.
- Оказание поддержки дошкольникам при возникновении трудностей с выполнением того или иного физического действия.
- Поэтапная реализация игрового действия.
- Детальное разъяснение содержания игры, ее замысла, сюжетной линии, лаконичное и эмоционально-насыщенное описание, позволяющее привлечь внимание детей к игровому действию.
- Формирование навыков активной и самостоятельной игры дошкольников. Это необходимо для того, чтобы дети сами контролировали свою физическую нагрузку, мышечное напряжение, умели адаптироваться к окружающей среде и ее факторам, находили выход из критических ситуаций и умели принимать самостоятельные решения.
- Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями
Двигательная активность ребенка – ежедневный компонент образовательного процесса дошкольной организации. Чтобы его реализация была плодотворной, необходимо сформировать систему взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников, поскольку от них, во многом, зависит мотивация детей к игровой деятельности, эмоциональное восприятие игры.
Работа ДОУ с родителями воспитанников по поводу физического развития детей и организации подвижных народных игр реализуется по следующим направлениям:
- Ознакомление родителей с подвижными играми и вариантами их реализации в домашних условиях;
- Проведение досуговой игровой деятельности с детьми и родителями;
- Проведение консультаций с родителями по вопросам организации подвижных игр на воздухе;
- Разработка пособий, стендов, развешивание инструктажа по народным играм и особенностям их проведения на доске объявлений ДОУ;
- Проведение соревнований по народным играм и эстафетам с дошкольниками и их семьями.