Основные принципы аудирования
Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, который имеет сложности, связанные с восприятием речи на слух, ее запоминанием, темпом, характером изложения.
Обучение аудированию находится в зависимости от степени развития речевого слуха и памяти ученика, наличия внимания, интереса и условий восприятия звучащего текста и его лингвистических особенностей. Условиями восприятия выступают темп речевого сообщения, наличие опор и ориентиров, которыми облегчается понимание и подкрепляющие звучащую речь – интонации, языковые клише, мимика, жесты, схемы, картины и пр., а также количество предъявлений звучащего текста и его объем.
Успешность аудирования зависит от особенностей предъявления аудиоматериала, а также от индивидуальных особенностей детей, их находчивости и сообразительности, умения слушать и давать быструю реакцию на различные сигналы устной коммуникации, умения переключаться с одной мыслительной операции на другую, быстро вникать в тему сообщения, соотнося ее с контекстом и пр.
Применение в обучении иностранному языку аудирования на средней ступени предполагает реализацию следующих основных положений:
- использовать динамичные мультимедийные средства в обучении иноязычному аудированию на средней ступени необходимо для повышения эффективности обучения, основная цель которого – совершенствовать навыки повседневного и профессионального общения;
- динамичные мультимедийные средства выступают инструментом воспитания учеников, развитие у них коммуникативных, когнитивных и творческих способностей и информационной культуры;
- использовать динамичные мультимедийные средства можно как инструмент воспитания учеников, развитие их коммуникативных, когнитивных и творческих способностей и информационной культуры;
- использовать динамичные мультимедийные средства – это инструмент воспитания учеников, развития у них коммуникативных, когнитивных и творческих способностей, а также информационной культуры;
- использовать динамичные мультимедийные средства обучения можно, если отсутствует естественная языковая среда, а необходимо создать условия, максимально приближенные к реальному речевому общению на иностранном языке.
Мультимедийные средства в обучении иноязычному аудированию
Принято выделять следующие виды динамичных мультимедийных средств, применяемых в обучении иноязычному аудированию:
- презентация;
- анимация;
- игры;
- видеофильмы и видеопроигрыватели;
- мультимедиа-галереи;
- галереи;
- проигрыватели звуковых файлов;
- интернет приложения.
Каждый названный тип динамичных мультимедийных средств может эффективно использоваться в обучении иностранному аудированию на средней ступени.
Презентация – это способ наглядно представлять информацию с помощью аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, организованных в единую среду. Презентация обычно обладает определенным сюжетом, сценарием и структурой, организованной, чтобы было удобнее воспринимать информацию.
В обучении аудированию на уроках иностранного языка возможны три пути применения динамических мультимедийных средств:
- использовать уже готовые программные продукты, направленные на изучение иностранного языка, поставляемые в основном на дисках;
- применять программные продукты, создаваемые непосредственно педагогами, либо педагогами вместе с учениками;
- использовать ресурсы сети Интернет.
Анимационные ролики предполагают последовательное воспроизведение ряда картинок, которым создается впечатление движущегося изображения. Данный эффект возникает, что при смене видеокадров сменяется более 16 кадров в секунду. Данный тип предоставления информации привлекателен и интересен для учеников.
Игры – это мультимедийные средства, которые направлены на удовлетворение потребности развлекаться, получать удовольствие, снимать напряжение и развитие определенного набора умений и навыков.
Видеофильмы повышают эффективность обучающей деятельности педагога, так как видеоматериалы являются образцами аутентичного языкового общения, создавая атмосферу реальной языковой коммуникации и делая процесс усвоения иноязычного материала живым, интересным, проблемным и эмоциональным.
Мультимедиа-галереи состоят из собрания изображений, выступающих как зрительная опора и облегчают понимание звучащего текста, но могут использоваться и как опора для работы по прослушанному материалу. Изображения в качестве подсказывающего ориентира могут применяться на основании выполняемых задач.
Проигрывание звуковых файлов – это программы, которые работают с цифровыми звуками. Цифровой звук – это способ предоставить электрический сигнал через дискретные численные значения его амплитуды. Музыкальные файлы помогают понять иноязычный материал, а также влияют на эмоциональную сферу учеников.
Интернет приложения представлены отдельными веб-страницами, их компонентами, приложениями по передаче данных, многоканальными приложениями и чатами. Их использование формирует устойчивую мотивацию и навыки аудирования на занятиях и во внеурочное время.
Таким образом, модель обучения, предполагающая использование динамичных мультимедийных средств, базируется на том, что центром обучения является ученик, а основа учебной деятельности – это сотрудничество, а не соперничество и ученику отведена активная роль в процессе обучения. Суть технологии обучения с использованием динамичных мультимедийных средств заключается в развитии способности самообучаться и развивает коммуникативную компетенцию обучаемых.