Информационные технологии в школьном обучении
Информатизация общества – одно из основных направлений научно-технического прогресса на современном этапе развития общества, что подразумевает повсеместное внедрение тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий в каждую сферу человеческой жизнедеятельности. В образовательной среде наиболее распространены программы общего назначения – офисные пакеты, включающие текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, программы для создания и демонстрации презентаций, а также ряд графических пакетов.
С появлением компьютерных сетей образование получило новые качества, связанные с возможностью оперативного получения информации из любой точки земного шара. Посредством глобальной компьютерной сети Интернет можно получить мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам. Сеть дает возможность использовать и другие сервисы, например, электронную почту, чаты, новостные рассылки. Также с ее помощью можно организовать совместную работу удаленных пользователей. Используя специализированное оборудование можно проводить аудио- и видеоконференции.
ИКТ имеют следующие важные для обучения возможности:
- организация интерактивного диалога пользователей через средства ИКТ. Интерактивность понимают как взаимодействие, влияние друг на друга. Это дает возможность ученикам организовывать активное взаимодействие с системой, благодаря чему каждый школьник может работать в удобном для него режиме;
- визуализация данных помогает наглядно представить всевозможные изучаемые объекты и части, из которых они состоят, процессы или модели этих процессов. Также есть возможность графического представления всевозможных интерпретаций закономерностей;
- моделирование реальных и виртуальных процессов и явлений, а также имитация работы лабораторных стендов, машин и агрегатов;
- возможность хранить большие объемы информации в цифровом формате. При этом ее можно быстро копировать, тиражировать, передавать на значительные расстояния. Информация может собираться, храниться и обрабатываться автоматически;
- автоматизация процесса обработки больших объемов данных, включая числовые. В режиме реального времени можно обрабатывать данные, получать результаты обработки, выводить их на экран компьютера или распечатывать;
- автоматизация процесса управления учебной деятельности, а также осуществление контроля качестве обучения и выполнения тренировочных заданий в тестовом формате.
Развитие технологий, глобальные перемены, происходящие в обществе, оказывают огромное воздействие на развитие педагогики как науки. Неизбежно преобразуются и изменяются методы и формы обучения, педагогические технологии. Любая технология является симбиозом традиционных и инновационных подходов.
ИКТ на уроках математики в младших классах
В первом классе на уроках математики могут быть использованы анимационные изображения, которые демонстрируют процесс написания цифр. Это дает возможность учителю комментировать данный процесс, а детям легче запоминать, как писать те или иные цифры.
Уроки математики в младших классах обязательно включают решение задач на сообразительность, математических ребусов, лабиринтов и головоломок. Работа над подобными заданиями может быть организована самостоятельно, а решения проверены посредством компьютера.
Геометрическое содержание курса особенно благодатная почва для проведения мультимедийных уроков математики. Использование ИКТ при изучении геометрического материала помогает развивать у учеников наглядно-образное мышление. Целесообразно выстраивать мультимедийное сопровождение уроков таким образом, чтобы оно не заменяло, а дополняло практическую деятельность учащихся, демонстрируя им правила использования, например, чертежных инструментов – линеек, треугольников, циркулей и т. д. Чтобы закрепить навыки работы с такими инструментами в обучающие ролики могут быть введены несколько игровых персонажей, работающих с инструментами разными способами и сообщающих детям о типичных ошибках.
Использование в начальной школе на уроках математики ИКТ помогает развивать у детей навыки самоконтроля и контроля. Компьютерное тестирование способствует быстрому, точному и беспристрастному оцениванию уровня знаний каждого ученика. Сейчас существует масса программ, позволяющих учителю самостоятельно составлять тесты. Этим программам характерен обширный спектр функциональных возможностей. Например, в них предусмотрены различные режимы работы: тренировочный, экзаменационный; ограничения по времени для ответа на один вопрос и для всего теста. Помимо того, во многих программах есть возможность формировать базу ответов на тесты с целью последующей обработки и мониторинга.
На уроках математики целесообразным является использование различных тренажеров для отработки навыков устного счета.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательной деятельности достаточно обширный, но при работе с детьми младшего школьного возраста, педагогу необходимо особо тщательно подходить к их выбору и помнить, что компьютер является всего лишь вспомогательным инструментом, а активное творческое начало на уроке, как и прежде, несет учитель.