Игровая технология – это технология организации различных видов деятельности в игровой форме, посредством соответствия педагогической цели ее применения мотивам деятельности, отвечающим интересам и потребностям учащихся.
Игровые технологии применяются в образовательном процессе с детьми разных возрастных групп. Они ориентированы на активизацию познавательной активности ребенка, посредством воздействия на зону его ближайшего развития и мотивации к деятельности.
Игровые технологии активно применяются в практике дошкольного воспитания. Это объясняется актуальностью организации обучения в игровой форме: ребенку интересно играть и он познает мир через игру.
Игра дает дошкольнику возможности проявить себя, выразить свое отношение к миру, удовлетворить свои потребности и интересы. Посредством игровой деятельности удается привлечь ребенка к образовательной деятельности и пробудить его активность. Он становится активным участником игрового процесса, превращаясь из пассивного наблюдателя в практика.
В игровой форме происходит заложение фундамента учебной деятельности. игра мотивирует к познанию, к активной деятельности ребенка, побуждает его к действию на результат.
Творческие игры в образовательной деятельности старших дошкольников
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что игровая деятельность ребенка переходит на новый уровень. Дети теряют интерес к манипуляции с предметами, а желают строить свою игру по определенному замыслу. Так, начинается преобладание сюжетно-ролевой игры. Происходит распределение ролей, согласно сюжету игры, а также определяются правила, которые должны соблюдать ее участники. Развивающееся логическое мышление старшего дошкольника позволяет ему соблюдать правила игры и реализовывать свои творческие способности в игровом процессе.
Основными творческими играми, организуемыми в старшем дошкольном возрасте, являются:
Игры-инсценировки. Такие игры основаны на переносе реальных жизненных ситуаций в игру: бытовые процессы, сцены из сказок, социальные нормы поведения. При подготовке к игре дети самостоятельно распределяют роли, учась социальному взаимодействию. Они учитывают потребности и интересы, способности друг друга. Учатся поддерживать боле слабых и робких детей и приобщать их к активной игровой деятельности. Конечно, это все реализуется под руководством и под контролем педагога.
Сюжетно-дидактические игры. Такие игры основаны на проигрывании какого-то жизненного сюжета по определенным правилам. Именно дидактический компонент игры имеет огромное образовательное значение. Игра имеет замысел. Каждому частнику игры предлагается роль, проигрывание которой требует от ребенка выполнения конкретных правил. Если их не соблюдать, то исполнить роль не получится. В сюжетных игр используется проигрывание проблемных жизненных ситуаций. Они ориентированы на решение творческих и практических задач образовательной деятельности. организация сюжетно-дидактической игры проходит в несколько этапов:
- Подготовка и организация игры. Для этого, воспитателем выбирается конкретная сфера жизнедеятельности и ситуация, которую требуются обыграть. Дети знакомятся с определенной профессией и ее особенностями (например, врач или повар), познают действия и средства их реализации, изучают терминологию (скальпель, окулист, невролог, половник, кастрюля и т.д.). Хорошо провести для детей экскурсию, демонстрирующую игровую ситуацию в реальном времени (например, посещение больницы, поликлиники, кухни кафе);
- Переход от сюжетно-дидактической игры к сюжетно-ролевой. Она организуется, как правило, самими детьми. Воспитатель выступает сторонним наблюдателем. Дети распределяют роли и проигрывают их;
- Организация самодеятельных сюжетно-ролевых игр старшими дошкольниками. Дети желают повторить опыт игровой деятельности и предлагают сами сюжет игры. Например, «пассажиры», «пешеходы», «магазин игрушек». Дети проигрывают ситуации, которые им знакомы, которые они пережили или видели где-то.
Чтобы сюжетно-дидактические игры были продуктивными, требуется усложнение их содержания, расширение атрибутов игры и активное участие педагога в игровом процессе.
Строительные игры. Данный вид игр интересен тем, что он активизирует конструктивное мышление и развивает речевые функции ребенка. Строительные игры основываются на наличии определенной умственной задачи, решение которой предшествует выполнению игрового действия т.е. первоначально требуется определить что и для чего необходимо строить, из какого материала, в каком месте, какого размера и т.д. Строительные игры не только развивают интеллект, активизируют логическое мышление, но и формируют нравственные представления дошкольников.
Применение дидактических игр в обучении старших дошкольников
Дидактические игры помогают интеллектуальному развитию ребенка. Оно реализуется за счет того, что игровой интерес постепенно перерастает в умственный и становится потребностью.
Дидактическая игра обучает ребенка самостоятельному мышлению. Дети учатся соблюдать правила, сравнивать, классифицировать объекты, находить существенные признаки. Это стимулирует познавательную активность и развивает активную позицию в образовательном процессе. Конечно, первоначально, познание осуществляется в игровой форме и ребенок становится активным участником игрового процесса, не обращая внимание на его познавательный аспект.
Дидактические игры могут осуществляться с предметами: куклами, игрушками, игровым материалом, а также в настольно-печатной и словесной форме.
В старшем дошкольном возрасте, детям интересно соревноваться друг с другом. Поэтому, включение соревновательного аспекта в дидактическую игру повысит познавательную мотивацию ребенка и сделает его активным участником образовательной деятельности.
Что касается дидактических игр в словесной форме, то они помогают закрепить знания ребенка, обучают его правильно выражать свои мысли и формулировать их, а также воспитывают находчивость.