Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием

Определение 1

Заикание – это тип речевого нарушения, выраженного частым повторением или замедлением произношения звуков, слов или фраз, что вызывает замедление речевого темпа, делая речь невнятной.

Заикание – довольно распространенное речевое нарушение у детей. Оно возникает в раннем дошкольном возрасте во время активного развития речи и личности детей, и в дальнейшем препятствует развитию огромного числа качеств ребенка, а также мешает его социальной адаптации.

Филичевой Т.Б. выделено три степени заикания:

  • слабая или умеренная;
  • средняя;
  • сильная или тяжелая.

Четкие критерии определения степени заикания отсутствует. Обычно слабой степенью называют такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не препятствует речевому общению. Сильная степень – такая, при которой речевое общение становится практически невозможным в связи с длительными судорогами мышц речевого аппарата у заики.

Кроме этого известная классификация, в соответствии с которой выделяют две клинические формы заикания: невротическую и неврозоподобную:

  • Невротическая форма возникает после испуга или хронической психической травматиация. Главная отличительная особенность данной группы заиканий – в спокойном состоянии, если отвлечь внимание ребенка от артикуляционных действий, либо если он находится наедине с самим собой, речь у него обычно лишена судорожных запинок;
  • Неврозоподобная форма – начинается без явных причин, но в анамнезе часто встречаются тяжелые токсикозы матери во время беременности с угрозой выкидыша, асфиксия в процессе родов и пр. Этой форме заикания характерно то, что речевые запинки возникают в любой обстановке, независимо от наличия или отсутствия людей вокруг, но активное внимание заикающихся к процессу говорения делает их речь легче и запинок становится меньше.

У заикающихся детей обнаружены разнообразные нарушения высшей нервной деятельности и отклонений в физическом здоровье, к которым можно отнести проявления обидчивости, плаксивости, негативизма, различных нарушений сна и аппетита, а также повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям и физическая ослабленность.

«Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также характерными для детей с заиканиями являются разные расстройства общей и речевой моторики. Они могут быть произвольные и непроизвольные, то есть насильственные. Произвольными (уловками) являются особенности движений, проявляющиеся у детей сознательно, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь. Уловки могут затрагивать мелкую моторику рук, ног, корпуса и головы. Иногда могут проявляться и в речевой моторике – покусывании кончика языка, нижней губы, облизывании губ, беззвучном артикулировании звуков. Насильственные движения – это речевые судороги, но кроме них часто встречаются случаи непроизвольных движений мышц лица, шеи и рук.

Игровая деятельность при устранении заикания

В логопедической работе с детьми с заиканием используют игровые технологии, так как дошкольном возрасте именно игра – ведущий тип деятельности. Игра является источником нравственного и интеллектуального развития ребенка, условием формирования личности, его речи и коммуникативных навыков. Именно в игре можно эффективнее всего осуществлять коррекционные воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

Разнообразные игровые ситуации, которые умело создает логопед, подталкивают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевых дефектов, предоставляя богатые возможности, чтобы осуществить целенаправленную психотерапию. Сама по себе игра благоприятно воздействует на общее состояние психики ребенка с заиканием, вызывая у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию и воображение. Этим повышается эффективность коррекционной работы. Вместе с тем игровыми технологиями дети освобождаются от утомительной и не характерной для их возраста длительной неподвижности во время логопедического занятия и помогают в чередовании видов речевой работы.

Для коррекции заикания игротерапией, могут быть использованы разные виды игр:

  • дидактические,
  • игры с пением,
  • драматизации,
  • подвижные,
  • творческие.

Такие специальные игры позволяют не только воспитать у детей правильный речевой навык, но и постоянно выполнять необходимые указания по технике речи, исправлению запинок и при этом не акцентировать внимание ребенка на его речевом дефекте.

Наиболее распространенные дидактические игры, направленные на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания - игры с разборными предметами (матрешки, бочонки, пирамидки) домино, лото и пр. Все это развивает зрительное и слуховое восприятие детей, внимание, мелкую моторику рук, подражательность, произвольную память и знакомит детей на простом и понятном для них материале с различными речевыми образцами, предоставленными логопедом.

Дидактические игры, имеющие четкие правила и действия, уравнивают всех заикающихся детей, помогая воспитать в них дисциплинированность, собранность и выдержку.

Также игры с пением полезны для заикающихся детей - это хороводы и игры-инсценировки, в которых используют плясовые, хороводные мелодии, имеющие яркое мелодическое начало и простую песенно-ритмическую основу. Такие игры развивают в детях умение владеть своим телом, соотнося темп и ритм движение с музыкальным ритмом, а также выразительность движений соотносят с характером музыкального сопровождения.

Для заикающихся детей выбирают подвижные игры средней или малой подвижности. Это можно объяснить тем, что игры с высокой подвижностью могут нарушить у детей темп дыхания и речи, что нежелательно для работы над исправлением заикания.

Игры-драматизации предполагают связь с действиями персонажей, рисованием и конструированием декораций, с специализированной сценической атрибутикой. Многообразие мелких движений пальцев рук способствует упорядочению и согласованности речевой моторики. Это обуславливает применение ручных кукол, чтобы устранить заикание. Говоря реплики вместо куклы, ребенок иначе воспринимает собственную речь, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых затруднений.

Творческие игры отличает высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Главный момент творческой игры – выполнение роли. Ребенок создает образ, который подкрепляется его действиями, словами в ходе общения с другими участниками игры.

Реализация названных выше игровых технологий дает возможность постепенно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр. Игровая деятельность позволяет естественно, тонко и ненавязчиво воспитывать поведение детей с заиканием и корригировать их речевые функции. Иными словами, исправляют не само по себе нарушение речи, а воспитывают речевую деятельность внутри структуры игровой деятельности и в связи с ней.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot