Роль игр-драматизаций в образовательном процессе начальной школы
Игра-драматизация – это игра, основанная на проигрывании определенного сюжета, с распределением ролей между участниками игры.
Игры-драматизации ориентированы на всестороннее развитие ребенка и применяются на разных этапах возрастного развития личности.
Они используются на этапе начального обучения в школе для адаптации и приобщения детей к новом виду деятельности и новой социальной среде.
Игры-драматизации обладают огромным потенциалом использования на этапе начального школьного обучения. Они положительно сказываются на образовательном процессе в целом и играют особую роль при их применении на уроках литературного чтения.
Игры-драматизации формируют благоприятную атмосферу на любом уроке. Особенно интересны игры-драматизации на уроках чтения. Они позволяют сделать занятия более интересными, посредством проигрывания сцен из детской литературы. У учащихся постепенно формируется интерес к чтению, к предмету и развивается желание посещать учебное заведение. Потому, игры-драматизации должны быть использованы на уроках литературного чтения с самых первых дней обучения ребенка в школе.
Данные игры позволяют учащимся переживать восторг, удивление, испытывать удовольствие. Это компенсирует чувство страха и тревожности, которые испытывают дети на первых порах посещения школы.
На уроках литературного чтения, игры-драматизации позволяют:
- Снизить эмоциональное напряжение ребенка.
- Повысить внимание учащихся к тому, что происходит на уроке.
- Повысить мотивацию к чтению и познанию в целом.
- Сформировать коллективное взаимодействие учащихся.
- Создать среду для общения детей.
- Стереть границы коммуникативного взаимодействия учащихся, установленные чувством тревожности и страха.
- Учащимся продемонстрировать свое видение школьного обучения – через игровое действие.
- Развитию у учащихся навыков контроля и самоконтроля своего поведения в стенах школы.
- Приведению эмоционального состояния учащихся к балансу.
Особенности применения игр-драматизаций на уроках чтения в начальной школе
Применение игр-драматизаций на уроках чтения имеет ряд специфических черт. К ним относятся:
- Игра-драматизация строится на основании преобразования обстановки в ходе учебной деятельности. Каждый учащийся вводится в игровое состояние и формируется общая игровая атмосфера урока.
- Предварительное планирование хода урока. Реализацию игр необходимо тщательно проработать. Каждый учащийся должен получить роль, которая отвечает его потенциальным возможностям.
- Ознакомление учащихся с правилами игры и способами инсценирования текста.
- Внесение в чтение компонента активности т.е. учащиеся должны самостоятельно прочитать текст и отразить свое видение его событий, процессов, ситуации. Педагогу необходимо дать учащимся понимание того, как выявлять и отражать свои впечатления.
- В основе построения игрового процесса лежат сказки. Именно сцены из сказок активно проигрываются учащимися. Дети с радостью воспроизводят их, постигая их нравственную основу.
Следует отметить, что применение игр-драматизаций на уроках литературного чтения начальной школы требует соблюдения определенных правил. К ним относятся:
- Правило индивидуальности. Каждый ребенок проигрывает своего героя со своей позиции т.е. отражая свои впечатления. Потому, проигрывание одного и того же героя разными детьми будет различным;
- Правило всеобщности. Оно означает привлечение всего класса к игровому процессу. Каждый ребенок должен получить свою роль в игровом действии. Это способствует объединению учащихся, развивает их активность во взаимодействии, в познании;
- Правило вопросов. Перед началом игрового действия необходимо дать каждому учащемуся возможность задать вопросы по своей роли, а также, педагогу необходимо задавать наводящие вопросы учащимся о том, как они поняли свою роль;
- Правило обратной связи. Оно требует обязательного обсуждения проигранного игрового действия, с анализом. Это, опять-таки, объединяет учащихся, формирует у них желание к совместной коллективной деятельности, создает благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе;
- Правило сопровождения. Оно предполагает контроль педагогом всего хода игрового процесса и оказание учащимся помощи в проигрывании своих ролей.
Формы драматизации, используемые на уроках чтения
На уроках литературного чтения в начальной школе могут быть использованы следующие формы драматизации:
- Пантомимика и жесты. Данная форма связана с отражением эмоций героев произведения, посредством мимики;
- Постановка живых картин. Она предполагает отражение моментов, сцен художественных произведений отдельными позами, выражениями лиц. Как правило, проигрывается выражение различных эмоций, проявление жадности, злости, доброты и т.д. данная форма драматизации характеризуется простотой и продуктивностью. Ее актуально применять на начальном этапе школьного обучения – в 1-2 классе, а затем переходить к более сложным формам драматизации;
- Чтение по ролям. Оно предполагает чтение с распределением ролей и проведением анализа характеристик героев, их поведения;
- Произнесение отдельных реплик героев. Данная форма работы ориентирована на постановку интонации каждого героя и показания его эмоционального состояния с помощью жестов, пластики.
- Драматизация эпизодов. Она связана с короткими проигрываниями небольших сцен произведения. Учащимся предстоит отражать интонацию героев, передавать их эмоциональное состояние. Для младшего школьного возраста, проигрывание полноценного произведения в таком варианте достаточно затруднительно. Потому, используются небольшие сцены с двумя-тремя героями. Каждая сцена может быть проиграна несколько раз – разными учащимися. Это позволит более полноценно усвоить материал, понять сущность поведения, поступков героев, проанализировать их характер и свойства личности.