Игра как средство педагогического воздействия
Игра – это вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотивы которой состоят не в ее результате, а в самом процессе.
Современное общество требует образованных, нравственных и предприимчивых людей. Задачей учителя является научить детей мыслить и рассуждать, творчески решать проблемы. Особенно актуальна данная задача для учителей начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте идет заложение способов учебной работы.
Дети проводят большую часть времени в игре, в связи с чем, игровая деятельность рассматривается и в качестве одного из средств педагогического воздействия. Игра – необходимое условие для протекания нормального физического, психического и интеллектуального развития школьников. Вместе с тем игра дает возможность целенаправленно разрешить ряд задач учебно-воспитательной деятельности. Игрой стимулируется познавательный интерес, вносится живая струя творчества в любое коллективное дело. Игра младших школьников трансформируется по форме и содержанию, но все еще занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью. Игровые технологии – составная часть любой педагогической технологии.
На сегодняшний день игровые технологии все еще остаются инновационными в системе российского образования и переживают стадию своеобразного расцвета. Интерес к игре в настоящее время вызывается развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, которое обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. В связи с этим использование игр предполагает знание педагогом целей, реализуемых в игровой деятельности, умение педагога ориентироваться в играх, их классификации и сознательном их применении в обучении и воспитании школьников.
Использование игр в учебной деятельности помогает педагогу в реализации дидактических, воспитывающих, развивающих и социализирующих целей. Игры расширяют кругозор детей, формируя практические умения и навыки, способствуя развитию универсальных учебных действий, позволяя формировать умение находить пути решения поставленных задач. Игры воспитывают сотрудничество и самостоятельность.
Чаще всего в образовательной деятельности используют ролевые игры.
Ролевая игра – это игра обучающего или развлекательного назначения, тип драматического действа, участники которого осуществляют действия в рамках избранной роли, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.
Действия участников игры считают успешными или не успешными в зависимости от принятых правил. Сам процесс игры – моделирование группой людей определенной ситуации. Каждый ведет себя, как считает нужным в рамках особенностей своего персонажа.
Иными словами, сюжетно-ролевые игры – это своего рода школа социальных отношений. Именно в игровых условиях дети без принуждения взрослого будут осваивать нормы поведения. В игре ребенок может примерить на себя разные роли: и хорошего ученика и непослушного. Играя, он воспринимает своего персонажа со стороны, то есть в качестве человека, желающего узнать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. На основании этого разработана отдельная категория игр – этические игры.
Специфика этической игры и ее структурные особенности
Этические игры дают возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу детей. В них преобладает творческо-ролевое начало, позволяющее воспроизводить в условных ситуациях характеристику поведения людей или проблемную ситуацию, предусматривающую нравственный выбор.
Яновской М.Г. были описаны следующие типы этических игр:
- игры-драматизации по подготовленному тексту – для них подбирают небольшие литературные тексты с ярко выраженной ключевой идеей. После небольших репетиций литературный материал разыгрывают в лицах;
- игры-драматизации проблемно-поискового характера – предполагают ситуации разного уровня сложности, в которых ученикам необходимо найти выход из сложившегося положения;
- игры-пантомимы – иллюстрируют ситуации нравственного содержания, что помогает школьникам эмоционально осознавать и внутренне принимать или осуждать ту или иную поведенческую модель. Целью пантомимы является демонстрация душевного состояния всех героев произведения;
- игры-ассоциации – предоставляют детям возможность высказывать собственные суждения и оценки каких-либо нравственных качеств, сравнивая их с конкретными образцами;
- игры-оценки – базируются на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера;
- игры-шутки – настраивают учащихся на миролюбивое обсуждение каких-то недостатков, внося в серьезный разговор естественную непринужденность;
- рассказы-эмоции – обсуждение литературного сюжета или рассказа с ярко выраженной идеей и содержанием, способным вызывать сильный эмоциональный отклик;
- сказки-были – их сюжетной канвой выступают настоящие факты и события. Привлекательность данного типа игр заключается в остроте и актуальности сказочного сюжета, который вызывает у школьников смешанные чувства: удивление и сопереживание, раскаяние и стремление к пересмотру поведенческой линии.
Этические игры особенно хорошо вписываются в уроки литературного чтения. Хорошей содержательной основой для игр-драматизаций выступают добрые и поучительные рассказы В.А. Осеевой. Посредством интонаций, мимики, движений можно разыграть любое произведение этого автора и помочь глубокому его эмоциональному восприятию.
Используя этические игры, как методические приемы, можно сформировать в коллективе детей привычку морально оценивать поступки с точки зрения доброжелательности и уважения друг к другу. Дети систематически получают ряд нравственных знаний и представлений, попадая в разные жизненные ситуации, способствующие эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.