Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Определение 1

Дидактическая игра – это разновидность игровой деятельности, носящая образовательную направленность, в основе которой лежат принципы игрового обучения и активного развития, посредством выполнения действий по определенным правилам.

Дидактическая игра является методом активного обучения. Она ставит детей в активную позицию познавателей и исследователей. Потому, дидактические игры активно применяются в коррекционном обучении.

Дидактических игр существует огромное множество. Каждая игра ориентирована на достижение определенных образовательных целей и задач. Что касается коррекции звукового произношения, то актуально применение игр определенной направленности и структуры.

Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников

Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.

По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.

Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:

  1. Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
  2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
  3. Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.
«Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е. ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими.

При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения.

Целевое назначение использования дидактической игры в коррекции звукопроизношения

Основная цель применения дидактических игр в воспитательной деятельности ДОУ связана с развитием ребенка во всех направлениях.

Что касается коррекционного учебно-воспитательного процесса, то дидактическая игра ориентирована на устранение того или иного отклонения в развитии ребенка и создание условий для его полноценного всестороннего развития.

В коррекционной работе по развитию речи дошкольников, коррекции их звукового произношения, дидактические игры преследуют ряд подцелей. К ним относятся:

  • Знакомство с традиционными и нетрадиционными играми;
  • Развитие фонематической стороны речи через игровой процесс;
  • Развитие артикуляционной моторики дошкольников;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Активизация желание и стремления ребенка в правильном произношении звуков;
  • Расширение и углубление игровых навыков ребенка;
  • Повышение работоспособности ребенка через игровую познавательную работу;
  • Развитие речи ребенка по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков.

Разновидности дидактических игр, используемых в коррекции звукопроизношения дошкольников

На постановку правильного звукового произношения дошкольника ориентированы игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и, имеющие разные дидактические задачи.

Рассмотрим эти группы игр:

  1. Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой органов артикуляции и отработку верных движений ими для правильного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
  2. Автоматизация поставленных звуков, как изолированно произносимых, так и их произношения в слогах. Сюда входят игры «Лесенка» - поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/ов на конкретной ступени, «Кубики» - бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем, «Катушка» - игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
  3. Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» - бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» - выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» - вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» - собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» - сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
  4. Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев, оценка их действий и т.д. Используются сказки «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot