Рисунок 1. Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ, психолог, педагог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ, психолог, педагог. Известен как один из основателей научной педагогики.
Биография
Родился Гербарт 4 мая 1776 года в Ольденбурге. Образование свое начал в классической латинской школе и продолжил в Йенском университете. Большое влияние на юного Гербарта оказало учение античного философа Парменида, которое гласило, что все в мире неизменно и едино. Также он тесно знакомился с учениями Канта и Фитхе. После окончания университета он поступает на службу воспитателем в семью к швейцарскому аристократу. С 1802 года работает на должности профессора в Геттингеском и Кенигсбергском университетах. На своем рабочем месте Гербарт развернул обширную деятельность педагога: руководил подготовкой молодых учителей, читал материал по психологии и педагогики.
Педагогические идеи
Гербарт являлся сторонником именно ассоциативной психологии, он считал, что психология должна быть построена только на опыте: предметом психологии должны являться факты и ощущения, осязания. Для того, чтобы превратить психологию именно в науку, Гербарт пытался заложить в ее основание математику, использовал ее для представлений динамик. Согласно его учению, сознание базируется не иначе как на трех областях: сознание, осознание, ясность сознание, между которыми проходят смытые границы, которые Гербарт назвал порогами. Для представления перехода из бессознательного в сознательное, Гербарт использовал термин «вытеснение», который плотно вошел в психоанализ. Выявленные условия перехода представлений из бессознательного в сознательное также имеют место быть.
Целью воспитания Герюарт считал воспитание человека гуманистически настроенного, добродетельного, уважающего установленный правопорядок и умеющего приспосабливаться к различным явлениям в обществе. Развитие многосторонности интересов есть цель самой педагогики, благодаря которой формируется нравственный характер воспитываемого.
Гербарт выделял пять идей нравственности:
- Удерживать воспитанника
- Определять воспитанника
- Устанавливать жесткие правила поведения
- Не подвергать сомнениям истины
- Волновать душу ребенка одобрением или порицанием.
Большое внимание Гербарт уделял именно духовному образованию ,а вот процесс трудового воспитания он обходит стороной, объясняя это тем, что необходимо воспитывать мыслителя , а не деятеля. Читал, что религия есть сдерживающее начало и смирение для воспитанника.
Введением в педагогику термина «воспитывающее обучение» мы обязаны также Гербарту. Он утверждал, что самодеятельность учащегося не должна отделяться от общих знаний. Оформляя свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести понятия логики обучения и логики воспитания. Оба направления должны устремляться ввысь, открываю воспитаннику тем самым самое прекрасное и достойное. Опытная психология, которую мы связываем с именем Гербарта и его мысли явились важной ветвью для разработки основ школьного воспитания и обучения.
Задачами обучения Гербарт считал именно развитие у воспитанников интереса ко всем преподаваемым дисциплинам. Ценил такие дисциплины как древние языки, математика, история. Считал, что управлять детьми необходимо с целью подавления резвости, упорядоченности поступков. Основой обучения считал именно интерес. Методы управления детьми по Гербарту: главные- надзор, наказание, угроза, телесные наказания, вспомогательные -любовь.
Среди видов обучения выделял:
- Описательный:дополнить имеющийся опыт ребенка, а также выявить его.
- Аналитический: мысли воспитанника должны быть подправлены, а также модернизированы.
- Синтетический-мысли должны быть стройного характера.