Внедрение инноваций в деятельность логопедов
Инновационные технологии – это новшества в области применения технических средств и технологий в конкретной области деятельности или новые приемы и методы ее организации.
Применение инноваций в логопедической практики является способом повышения качества коррекционной терапии и достижения целей и задач логопедической деятельности. В ходе их внедрения идет ориентация на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы логопедов с детьми разных возрастных категорий и с разными речевыми дефектами.
Все инновации, используемые в логопедической практике, не меняют ее основу, а затрагивают только методическую область логопедического процесса.
Для того, чтобы ввести инновации в работу логопедов требуется постоянное совершенствование их профессионального мастерства, повышение уровня квалификации. Логопеды должны проходить регулярное обучение, а также стремиться к самообучению и саморазвитию. Для этого требуется:
- Изучение передового логопедического опыта;
- Применение на практике новых методов и приемов логопедической коррекции;
- Освоение новых подходов к коррекции различных речевых дефектов;
- Разработка собственных методов коррекции речевых нарушений и их практическое обоснование;
- Следование правилам и стандартам реализации логопедической практики;
- Психологическая и профессиональная готовность к новшествам;
- Знание современных информационных технологий и владение компьютерной техникой и программами.
Инновационные технологии, применяемые в современной практике логопедов основываются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Они ориентированы на решение следующих задач:
- Формирование осознанного обучения.
- Создание условий для интересной и увлекательной логопедической терапии.
- Оптимизация коррекционного обучения.
- Содействие оздоровлению детей.
Рисунок 1. Инновационные технологии в логопедии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование арт-терапии в работе логопеда
Арт-терапия – это инновационная технология, применяемая для коррекции различных физиологических и психологических отклонений, основанная на использовании творчества как метода коррекции.
Использование арт-терапии в логопедической коррекции актуально тем, что она позволяет:
- Сделать коррекционные занятия увлекательными;
- Расслабляет ребенка;
- Помогает в самовыражении и самопознании ребенка;
- Способствуют приспособлению ребенка к новым условиям, новым обстоятельствам, новому виду деятельности;
- Дать выход эмоциям и переживаниям;
- Раскрыть творческий потенциал ребенка.
Арт-терапия является способом логопедической коррекции, основанном на применении музыки, рисования, игровой деятельности и сказок. Ее применение в работе логопеда помогает создать условия для формирования правильного мировосприятия, настроить ощущения ребенка на нужный лад и сформировать у него веру в себя и в свои способности.
Основными разновидностями арт-терапии являются:
- Музыкотерапия.
- Изо-терапия.
- Сказкотерапия.
- Кинезиотерапия.
- Куклотерапия.
- Мнемотехника.
- Песочная терапия.
- Аромотерапия.
- Хромотерапия.
- Куклотерапия.
Все эти техники ориентированы на раскрытие внутреннего мира ребенка, стабилизацию функционирования его психических процессов, мобилизацию внутренней энергии для борьбы с имеющимся речевым недостатком и формирование позитивного мировосприятия.
Использование музыкотерапии в логопедической практики ориентировано на решение следующих коррекционных задач:
- Развитие слухового восприятия;
- Стимулирование работы отделов головного мозга, отвечающих за речь;
- Установление нормального биоритма;
- Формирование ритмичности движений;
- Стимулирование речевой функции;
- Выработка темпа, ритма речи, постановка правильной интонации, отработка выразительности речи;
- Развитие навыков составления слов;
- Отработка слоговой структуры слова.
Музыкотерапия используется в качестве вспомогательного метода при проведении логопедической коррекции. Элементы музыки могут сопровождать логопедический массаж или использоваться при выполнении артикуляционной гимнастики. Это помогает расслабить ребенка, снять напряжение и раздражение или, напротив, стимулировать его речевую активность.
Рисунок 2. Музыкотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изотерапия применяется в практике логопедов для стимуляции моторных функций организма. Для этого лучше всего подходит рисование пальцами, постановка клякс, рисование по стеклу или рисование различными объектами: листьями, нитками, ватой, пробками.
Сказкотерапия в логопедии ориентирована на устранение барьера к восприятию ребенком окружающего мира. Сказки помогают устранить страхи ребенка, ликвидируют его тревожность и помогают в формировании положительного отношения к окружающему миру. Это помогает ребенка активизировать свою речь для установления взаимодействия с окружающим миром. При коррекционной терапии используются элементы проигрывания сказочных сцен, в которых ребенок, перевоплощаясь в героев сказок, активнее выполняет артикуляционную гимнастику, подражает действиям героев, формулирует собственные высказывания.
Мнемотехника ориентирована на развитие ассоциативного мышления, зрительного и слухового восприятия и памяти, что помогает в формировании связной речи ребенка. Она основана на выполнении зарисовок какого-то текста или его схематичного представления. Это развивает воображение и ускоряет автоматизацию постановленных звуков.
Использование технологии «Кластер» в логопедической практике
Кластер – технология, основанная на наглядном представлении мыслительных образов.
Она является инновационным приемом в коррекционной логопедической практике. Посредством кластера осуществляется обучение ребенка использованию своих мыслей в речевой деятельности. Дети учатся делать умозаключения и ставить правильные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи различных текстов.
Суть технологии «кластер» состоит в выделении конкретной темы, слова в графическом представлении. Как правило, кластеры составляются из картинок (поскольку, их легче воспринять ребенку) и формируются по конкретным лексическим темам. Из кластеров выстраивается последовательность, структура, которая отображает размышления детей на конкретную тему.
Использование кластеров в логопедической практике, в условиях реализации ФГОС, способствует:
- Формированию движений пальцев рук, что активизирует речевые процессы;
- Тренировке пальцев, что активизирует работу коры головного мозга, отвечающую за работу органов артикуляции;
- Развитию вариативности мышления;
- Формированию коммуникативных навыков;
- Стимуляции речевого взаимодействия.