Сущность интегративного образования и условия его организации
Интегрированное обучение – это процесс совместного обучения (воспитания) в общей образовательной среде детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии и здоровых детей.
Интегративное образование направлено на обучение и воспитание детей, с отклонениями и нарушениями в развитии совместно со здоровыми детьми, в общей образовательной среде. Дети, у которых имеются нарушения в психическом и физическом развитии, нарушения слуха, речи, зрения и т.д., имеют сложности с адаптацией в современном обществе. Совместное обучение и воспитание со здоровыми детьми, способствует не только получению знаний и умений, но и помогает детям успешно адаптироваться в обществе, получить необходимые навыки коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
Основным аспектом интегративного образования является создание необходимых условий для обучения особенных детей.
Особенный ребенок, обучающийся в рамках интегративной программы, должен быть готов усваивать программу, которая рассчитана на здоровых сверстников. Он должен быть готов не только на знаниевом уровне, но и иметь необходимую психологическую подготовку. Кроме самого ребенка, морально настроенными на обучение в общеобразовательной школе особенного ребенка, должны быть и его родители, ближнее окружение. В связи с чем, одним из основных условий успешного интегративного образования являются внешние и внутренние условиях интеграции.
Внешние условия интеграции – это условия, которые направлены на обеспечение эффективной интеграции детей, имеющих особые образовательные потребности.
К внешним условиям относят:
- Ранее выявление отклонений и нарушений в развитии ребенка, осуществление коррекционной работе с детьми с первых месяцев жизни.
- Желание и готовность родителей, оказывать всевозможную помощь ребенку во время обучения, а также стремление родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми.
- Наличие в общеобразовательном учреждении специалистов, способных оказать необходимую квалифицированную помощь особенному ребенку в процесс интеграции.
- Создание в общеобразовательном учреждении и семье особенного ребенка необходимых условий для реализации вариативной системы интегрированного обучения.
К внутренним условиям относят:
- Уровень физического, психического и речевого развития особенного ребенка, их соответствие установленной норме и насколько они к ней близки.
- Возможности овладения знаниями и умениями в соответствии с общими образовательными программами и стандартами.
- Возможности усвоения учебной программы в сроки установленные для здоровых детей.
Сущность и значимость инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это одна из форм организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их психических, физических, языковых, интеллектуальных, культурно-этических и иных особенностей, включаются в общую образовательную систему по месту жительства.
Инклюзивная система образования предусматривает совместное обучение здоровых и особенных детей, в рамках общеобразовательной школы. Отличие организации процесса обучения состоит только лишь в том, что общеобразовательные школы включают в свой штат специалистов, которые могут оказать необходимую помощь особенным детям. Особенно их помощь актуальны во время адаптации детей к условиям общеобразовательной школы и в период вхождения в детский коллектив.
Инклюзивное обучения подразумевает не просто совместное обучение особенных и здоровых детей в одном учебном заведении, а и посещение ими одного класса, без создания каких-либо специальных групп или общностей в школе.
Инклюзия – это полное погружение особенного ребенка в адаптированную образовательную среду с оказанием ему необходимой поддержки.
Таким образом, инклюзивное образование, можно назвать включающим. Оно предоставляет особенным детям возможность принимать активное участие в жизни коллектива ДОУ, школы или института, в полном объеме без каких-либо ограничений.
Благодаря инклюзии, общеобразовательное учреждение становится единым образовательным пространством для всех детей, вне зависимости от их психических и физических возможностей, имеющихся нарушений и отклонений.
Инклюзивное образование основано на восьми принципах:
- Принцип ценности человека – каждый человек представляет собой ценность вне зависимости от его достижений и возможностей.
- Принцип человечности – каждый человек способен думать и чувствовать.
- Принцип права на общение – все люди имеют право на общение с другими людьми, имеют право быть услышанными.
- Каждый человек нуждается в обществе, люди – социальные существа.
- Каждый человек имеет право на получение образования, в рамках собственных возможностей и потребностей.
- Принцип дружбы и поддержки со стороны ближайшего окружения и сверстников.
- Для каждого учащегося прогресс в обучении собственный, и заключается в том, что они могут делать или сделать что-то сверх своих способностей.
- Разнообразие в жизни человека способно активизировать все стороны его жизни.
Современные инклюзивные школы открыты для всех детей с отклонениями. Они стремятся к тому, чтобы создать условия для детей, имеющих психические, физические, умственные, социальные и иные отклонения и нарушения. Процесс обучения организован таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного заключается в том, что интеграция, прежде всего, направлена на обучение детей, имеющих физические отклонения, такие как нарушения опорно-двигательного аппарата, в то время как инклюзивное обучение и образование – на создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.