Понятие индивидуализации обучения
Индивидуальный подход – это психолого-педагогический принцип, в соответствии с которым в учебно-воспитательной работе должны быть учтены личностные особенности и условия жизни каждого ученика.
Индивидуальный подход выражает гуманное отношение к людям, понимание их в качестве исключительной ценности. Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает выполнение следующих действий:
- глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей, а также определение целей и задач формирования у учащегося определенных качеств, либо преодоления недостатков;
- применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и обучения данной личности, учитывая ее особенности и деятельность;
- анализ результатов применения педагогических воздействий к каждому из обучаемых.
Важное значение в осуществлении индивидуального подхода отведено учету трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. Индивидуальный подход предполагает уважительно-активное, целеустремленное и максимально целесообразное для рассматриваемого обучаемого применение разных воздействий.
Индивидуальный подход в первую очередь предполагает укрепление положительных качеств и устранение недостатков. В условиях своевременного вмешательства можно избежать нежелательных последствий, мучительного перевоспитания, особенно у детей, у которых на протяжении определенного времени закрепились отрицательные черты характера и поведения.
Виды трудностей в обучении
На сегодняшний день можно говорить о том, что в педагогике преобладает критериальный подход к пониманию трудностей в обучении у учеников начальных классов. В первую очередь отмечают несоответствие определенной норме успеваемости, рассматриваемой в качестве основного критерия трудностей обучения. Современная наука выделяет ряд трудностей, соответствующих предмету изучения.
Трудности в обучении письму и чтению могут быть выражены следующими аспектами:
- замена букв, обозначающих сходные в произношении или воспроизведении звуки;
- замена букв на основании их внешнего сходства;
- пропуски согласных и гласных;
- пропуск отдельных слогов;
- перестановка слогов и букв в слове;
- неправильная постановка ударений.
Трудности при обучении математике могут быть выражены неспособностью записать число и охарактеризовать его, затруднениями в пространственной ориентировке и смешением математических понятий, а также неспособностью устанавливать созависимость величин.
Все эти и многие другие показатели трудностей обучения диагностирует учитель при осуществлении практической образовательной деятельности, а также через психодиагностическое обследование, которое проводит психолог образовательного учреждения. При своевременном выявлении показателей трудностей в обучении у учеников начальной школы, можно предупредить дезадаптацию учеников и определить причины возникших у них трудностей.
Диагностика причин возникновения трудностей
Оказать эффективную помощь ученикам с трудностями в обучении можно только в рамках лично-ориентированного подхода к анализу и устранению возникших при обучении трудностей. Чтобы осуществить диагностическую деятельность, учитель должен суметь максимально оптимизировать свою диагностическую деятельность, чтобы быстро и эффективно помочь учащимся с трудностями в обучении.
Преимущественно в процессе подбора подходящего диагностического средства исследования причин школьной неуспеваемости, основной акцент делают на использовании интеллектуальных тестов, задач на внимание, память и воспроизведение информации.
В первую очередь необходимо отметить тесты интеллектуального развития и сформированности познавательных способностей. Наиболее распространен и широко используется в педагогической практике тест Векслера, который предназначен для изучения уровня интеллектуального развития. Тест состоит из двух больших блоков – вербального и невербального. Большое значение придают и тесту Равена, чтобы исследовать уровень развития младших школьников. Названные психологические средства помогают в получении ценной информации о причинах и факторах школьных трудностей, а также говорят об их характере.
Большую роль в успешности обучения играет внимание. Чтобы исследовать уровень развития внимания у учеников начальной школы используют методику изучения уровня внимания и методику плана «Запомни и расставь точки».
Чтобы исследовать особенности памяти можно использовать следующие методики: 10 слов, воспроизведи рассказ, пиктограмму и пр.
Иными словами, как средства диагностики проблем познавательного развития младших школьников можно использовать следующие методики:
- тест Векслера (шкала Векслера);
- методика изучения внимания;
- тест «10 слов».
Источники трудностей в обучении младших школьников могут быть разной природы, не обязательно ограниченной познавательной сферой. Большое значение отведено средствам исследования эмоционального состояния ребенка. Ценная информация о причинах школьных трудностей может быть получена благодаря методы рисуночной фрустрации Розенцвейга, тесту Люшера. Также сложности обучения могут быть вызваны и факторами школьной тревожности, когда ценная информация может быть получена из теста исследования школьной тревожности Филлипса.
Иными словами, средствами диагностики особенностей проблем в эмоциональной сфере младших школьников могут быть использованы следующие методики:
- тест рисуночной фрустрации Розенцвейга;
- цветовой тест Люшера;
- тест школьной тревожности Филлипса.
Относительно вопроса анализа особенностей межличностных отношений в качестве одного из факторов возникновения школьных трудностей, большая роль отводится социометрическим методам, таким как «Секрет», или «Капитан корабля». Так же необходимо упомянуть тесты исследования семейных отношений, используемые в практике диагностической и педагогической деятельности (АСВ) – методика Э. Эйдемиллера, которая так и называется «Анализ семейных взаимоотношений», и помогает выявить в межличностных отношениях и общении младших школьников.
Иными словами, на сегодняшний день в диагностической практике и педагогике личностно-ориентированного образования детей с трудностями в обучении разработана масса средств и методов исследования. Наиболее эффективная деятельность – предупреждение и коррекция школьных трудностей, но она может быть осуществлена только при комплексном подходе к диагностической деятельности.