Проблема развития внимания дошкольников 4-5 лет
Внимание – это свойство личности, отражающее ее возможности концентрироваться на каких-либо объектах, процессах и явлениях.
Внимание является одним из компонентов психической работы организма, составляет структуру любого психического процесса.
Внимание выступает составным компонентом познания. От его развития, во многом, зависит эффективность познавательной деятельности ребенка.
В дошкольный период развития личности формирование внимания выступает актуальной проблемой. Именно в этот период требуется формирование основ внимания ребенка для полноценного формирования его познавательной сферы и общего развития его личности.
Особое внимание необходимо уделять развитию внимания дошкольников в возрасте 4-5 лет. Разные формы и методы работы в данном направлении должны утверждаться в образовательной программе дошкольной образовательной организации. Это обусловлено следующими причинами:
- Подготовка детей к учебной деятельности.
- Развитие основ произвольного внимания.
- Устранение избирательности внимания и его ориентация на познавательную работу.
- Неразвитость навыков переключения внимания.
- Сензитивный этап формирования произвольного внимания.
Внимание ребенка среднего дошкольного возраста характеризуется несформированностью процессов произвольного восприятия объектов и явлений. Ребенок сосредотачивается только на том, что ему интересно, вызывает у него эмоциональный отклик. Остальные объекты не попадают в зону его восприятия, поскольку, на них не обращается внимание. Поэтому, формированию навыков внимания, сосредоточению произвольного внимания требуется уделять как можно больше времени в учебно-воспитательном процессе дошкольников средней возрастной группы. Это поможет заложить у них основы продуктивной учебной деятельности и подготовить их к концентрации внимания на деталях, его длительном удержании на одном объекте в ходе учебного процесса в начальной школе.
Применение дидактических игр в качестве средства развития внимания дошкольников 4-5 лет
Дидактическая игра – это средство обучения дошкольников, основанное на наличии правил, игровой основы деятельности и эмоционального компонента.
Дидактические игры хороши тем, что с одной стороны, они увлекают детей, мотивируют их к познанию, а с другой выступают не только развлекательным процессом, но и эффективным средством обучения детей.
Применение дидактических игр в качестве средства развития внимания дошкольников 4-5 лет обусловлено следующими факторами:
- Приоритетность игровой деятельности на дошкольном этапе развития ребенка.
- Игровые методы выступают самым рациональным и целесообразным способом решения образовательных задач дошкольной педагогики.
- Способствование дидактической игры включению ребенка в учебную деятельность.
- Игра выступает инструментом создания зоны ближайшего развития дошкольника.
- Акцентирование воздействия на психические процессы организма и их развитие в ходе дидактической игры.
- Активное мотивирование к познанию посредством дидактической игры.
- Активное воздействие на процессы неразвитое произвольное внимание.
- Активное применение усвоенных знаний на практике в игровом процессе дидактической игры.
Воздействие дидактических игр на внимание дошкольников 4-5 лет
В средних группах ДОУ проводятся разнообразные игры с правилами, позволяющие воздействовать на развитие внимания дошкольников. Они тренируют внимание ребенка, воздействуют на его быстроту и формируют навыки переключения внимания.
Игры с правилами позволяют оказать воздействие на формирование разных видов и компонентов внимания. К ним относятся:
- Развитие объема внимания. Применяются игры, ориентированные на сосредоточении внимания одновременно на нескольких объектах, предметах, а также его удержании в течение некоторого временного промежутка.
- Развитие концентрации внимания. Вырабатываются навыки сосредоточения внимания на объектах, без отвлекания на иные объекты и процессы.
- Формирование избирательного внимания. В данном случае избирательность формируется не на основе интереса ребенка и его эмоционального увлечения чем-то, а на основе формирования навыков выделения значимых объектов, приоритетных признаков.
- Формирование основ распределения внимания. Оно необходимо для многозадачной деятельности. Внимание сосредотачивается одновременно на двух и более объектах, распределяясь между ними.
- Развитие переключаемости внимания. Оно связано с использованием специальных упражнений, позволяющих быстро и просто перемещать внимание между разными объектами и процессами, своевременно и оперативно реализовывать перевод внимания.
Разновидности игр с правилами на развитие внимания дошкольников 4-5 лет
Для развития внимания могут быть использованы следующие виды игр:
- Подбор фигур. Игра основывается на нахождении геометрических фигур, являющихся составными компонентами какого-то изображения;
- Гимнастика внимания. Она основана на совершении движений руками, указывающих на разные части тела: вот рука, вот нога и т.д. Затем, педагог начинается совершать неверные движения, т.е. указывает не на те части тела, которые называет, а детям необходимо не войти в заблуждение и совершать правильные движения;
- Нахождение игрушки. Предлагаются несколько игрушек, которые дети должны запомнить. Затем, убирается одна и требуется определить какой игрушки не хватает. Также, можно не убирать игрушки, а просто поменять их местами;
- Художник. Дети наблюдают за каким-то объектом, запоминают его составные компоненты. Затем, требуется нарисовать объект по памяти;
- Наоборот. Игра основана на совершении обратных, противоположных движений: педагог показывает одно движение, а дети должны выполнить противоположное. Например, палец вверх – палец вниз, сжать кулак-разжать кулак.