Воспитание дружеских отношений в детском коллективе является залогом успешного развития ребенка. Дружеские отношения детей способствуют личностному развитию детей, повышают их активность во всех видах деятельности.
Установление навыков дружеского взаимодействия старших дошкольников является достаточно сложным процессом. В этот период, дети выбирают себе партнеров по общению, опираясь на собственные интересы и потребности. Они желают общаться, но не всегда понимают каким образом это сделать.
Воспитание дружеских отношений начинается с развития эмоциональной сферы дошкольника и формирования навыков коммуникативного взаимодействия. Для этих целей применяются разнообразные игры. Эмоциональному развитию ребенка способствует использование игр-эстафет.
Использование игр-эстафет для развития эмоциональной сферы дошкольника
Эстафета – это командное соревнование, основанное на выполнении игроками определенного задания, преодолении препятствия и передаче какого-то объекта – символа эстафеты друг другу.
Поскольку, эстафета представляет собой соревнование, то ее прохождение способствует активизации эмоционального фона ребенка. Его усиливают еще и физические действия, движения, которые расширяют и углубляют эмоциональное воздействие на организм.
Игры-эстафеты организуются таким образом, чтобы активизировать двигательную активность дошкольника и оказать воздействие на его эмоциональную сферу.
Следует отметить, что игры-эстафеты применяются для формирования навыков дружеского коллективного взаимодействия дошкольников разных возрастных групп. Это обусловлено нравственным компонентом игры и необходимостью приложения волевых усилий для прохождения эстафеты.
Игры-эстафеты способствуют:
- Ликвидации замкнутости и закрытости ребенка от социальной сферы;
- Формированию навыков коллективного сотрудничества для достижения общей цели;
- Развитию навыков усвоения информации, команд на слух;
- Формированию товарищеских чувств и основ коллективизма;
- Формированию навыков целеориентированной деятельности;
- Развитию чувства ответственности за свои действия и поступки, оценки их влияния на других людей, значимости в общей направленности деятельности;
- Выработке ярких позитивных эмоций;
- Повышению работоспособности организма.
Данные параметры обуславливают активное применение игр-эстафет в эмоциональном развитии старшего дошкольника, а соответственно и для формирования у детей дружеских связей и отношений.
Условия проведения игр-эстафет
Чтобы игра приносила должный воспитательный и развивающий эффект, требуется ее правильная организация.
Для развития дружеских отношений между старшими дошкольниками, игры-эстафеты проводятся на основании соблюдения следующих условий:
- Содержание игры должно отвечать возрастным особенностям развития старшего дошкольника, его потребностям и интересам.
- Учет физической подготовки дошкольников при выборе конкретной игры.
- Вариативность содержания игр и организации игрового действия: разные команды, их комплектации, упражнения, последовательность действий.
- Постепенное усложнение двигательных заданий. Как правило, старшие дошкольники, довольно быстро утомляются. Потому, продуктивность игры зависит от постепенного усложнения заданий и двигательных операций, которые необходимо выполнять. Кроме того, эстафета требует освоения определенных правил. Чтобы их лучше закрепить в памяти ребенка, необходимо их повторять периодически. Работа от простого к сложному обеспечивает это повторение.
- Учет условий проведения игрового действия. Требуется обратить внимание на то, где проводятся игры, в каких условиях: на улице, в помещении. Если на улице, то, в какое время года и при каких погодных условиях. Если дети будут испытывать дискомфорт в ходе игрового процесса, то эмоциональное восприятие игры будет негативным, а это не окажет положительного воздействия на микроклимат в коллективе и не способствуют созданию дружественной атмосферы.
- Проведение игр-эстафет актуально в первой половине дня и не ранее чем через полчаса после приема пищи.
- Завершение игры спокойными физическими упражнениями или интеллектуальными заданиями по теме игры.
- Проведение анализа игры по ее завершению. Анализ помогает акцентировать внимание детей на ошибках во взаимодействии, проявлении дружбы и смелости детьми, оказании и неоказании помощи товарищам.
Разновидности игр-эстафет
В старших возрастных группах ДОУ применяются следующие варианты игр-эстафет, ориентированных не только на физическое развитие детей, но и активизацию их эмоциональной сферы и формирования дружеских связей и отношений в детском коллективе:
- Болото. Участникам игры дают листы бумаги – 2 штуки. Они должны пройти через условное «болото», наступая на листы т.е. переставляя их шаг за шагом;
- Пройти и не задеть. Данная игра предполагает прохождение участниками с завязанными глазами мимо каких-то объектов – вдоль линии. Можно установить кегли или ведра. Необходимо пройти и задеть минимум объектов;
- Сороконожка. Разделение участников на команды. Каждой команде дается веревка, за которую держаться все участники: становятся друг за другом в линию. Необходимо одной рукой держать веревку, а другой свою ногу и скакать на одной ноге до определенной линии, а затем обратно. Выигрывает команда первая пришедшая к финишу;
- Попадание в кольцо. Игра основана на правилах баскетбола. Необходимо закинуть мяч в кольцо. Дети делятся на команды и по очереди закидывают мяч в кольцо;
- Рисование. Дается задание нарисовать какой-то объект. Дети делятся на команды. Каждый участник рисует только одну деталь и рисунок передается дальше;
- Прыжки. Дети делятся на команды и совершают прыжки. Могут быть использованы прыжки на скакалке или через обруч, а могут и обычные прыжки. Важно, чтобы все участники по очереди выполнили задание: верно и быстро.
Существует огромное разнообразие игр-эстафет. Главное правило их использования – учет уровня развития дошкольников и воспитание командного духа. Это способствует эмоциональному развитию детей и повышает их желание дружить и взаимодействовать.