Понятие и сущность игр-драматизаций
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).
Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности.
Игры-драматизации являются необходимым компонентом всестороннего развития детей в разные возрастные этапы. Это связано с тем, что в данных играх ребенок может почувствовать себя хозяином и творцом происходящих событий, он сам управляет героями, наделяет их определенными качествами, выстраивает между ними взаимоотношения и т.д. Руководя героями, ребенок переживает за них, за то, как развиваются события в игре. Все это оказывает положительное влияние на развитие детской речи, обогащает и расширяет словарный запас детей, способствует умственному развитию. Играя, дети учатся самостоятельно размышлять и воплощать свои мысли и идеи.
Организуя детские игры, воспитатели довольно часто сталкиваются с трудностями. Основные трудности связаны с руководством играми детей. Трудности вызваны тем, что не всегда дети понимают свои роли, а воспитатель преувеличивает дидактическое значение игры и недооценивает ее роль в воспитании детей.
Зачатую в детских образовательных учреждениях, игры-драматизации используются в виде инсценировок, которые ставятся по заранее прочитанному произведению и по заученным ролям. Такое использование игр-драматизаций является ошибочным, так как дети не имеют возможности проявить свои творческие способности.
Таким образом, одной из особенностей организации игр-драматизаций является то, что руководство ими должно быть направлено на развитие у детей творческих способностей, усвоение определенных умений и навыков.
Важно при организации игр-драматизаций помнить о том, что они направлены на развитие детей, предоставлении им возможность проявить себя. В работе педагог должен опираться на возрастные особенности и возможности детей, их потребности в творчестве. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно, вне зависимости от того разыгрывают они маленькую сценку или же целый спектакль.
Организуя игры-драматизации, педагогу необходимо четко понимать, что такое «драматизация».
Драматизация – это представление и разыгрывание в лицах определенного литературного произведения, с сохранением последовательности эпизодов.
То есть игры-драматизации создаются по определенному сюжету, который хорошо известен детям, они способны воспроизвести последовательность действий героев. Именно это отличает игры-драматизации от иных игр, в том числе и от сюжетно-ролевых игр.
Сложность игры-драматизации заключается в том, что детям нужно не просто разыграть известный сюжет, но и передать характерные особенности и черты героев. Изображая героя, ребенок должен не только говорить голосом героя, но и отразить его поведение, личные черты. Все это требует от детей наличия конкретных умений и навыков, а также развернутого словарного запаса. В виду чего, игры-драматизации используются, начиная со старшего дошкольного возраста.
Организация игр-драматизаций
Большое значение имеет отбор художественного произведения для игры-драматизации. Педагогу следует не только учитывать возраст детей, но и их предпочтения. Детей дошкольного возраста привлекает занимательный и динамичный сюжет, обильное количество диалогов, малое количество монологов, яркий художественный язык.
Наибольшей популярностью у детей пользуются народные сказки, которые легки в воплощении. Инсценируя народную сказку детям не только легко передавать характер героев, но и им также предоставляется возможность свободного перехода от одного события в другое.
Детей привлекают сказки, где в качестве героев выступают животные и их детеныши. Например, «Волк и семеро козлят, «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу» и т.д.
Несмотря на то, что игры-драматизации начинают использовать со старшего дошкольного возраста, целесообразно осуществлять подготовку к ним со среднего дошкольного возраста. С этой целью используют потешки, которые вначале дети разыгрывают с воспитателем, а затем уже самостоятельно друг с другом.
Разыгрывая потешки, дети учатся не только играть по ролям и соблюдать сюжет, но и переживать за героев. Несложные переживания обогащают жизненный опыт детей, учат их сочувствию.
Этапы ознакомления детей с играми-драматизациями
Вся подготовительная работа, осуществляемая в средней дошкольной группе, осуществляется поэтапно, постепенно подводя детей к играм-драматизациям.
Первый этап ознакомления детей с драматизацией осуществляется на занятиях по развитию речи, когда воспитатель знакомит детей с текстом художественного произведения. Вначале воспитатель читает текст или дает его прослушать в аудио записи, затем предлагает детям его пересказать.
Основная задача педагога на данном этапе сформировать у детей желание принимать активное участие в играх.
Вторым этапом является усвоение детьми не только того что нужно выполнять во время игры-драматизации, но и как правильно это делать. Данные навыки оттачиваются не только во время чтения произведений и их последующего пересказывания, но и во время рассматривания иллюстраций к произведению. На этом этапе целесообразно проводить работу не только в группе, во время специально организованных занятий, но и во время прогулок и экскурсий, где дети будут иметь возможность понаблюдать за повадками животных, усвоить их характерные особенности и черты.
Третий этап подразумевает использование игр-упражнений, во время которых ребенок по заданию воспитателя произносит слова разных персонажей или героев сказок, либо изображает их действия (походку, мимику и т.д.).
Задача воспитателя на данном этапе сформировать у детей стойкий интерес к играм-драматизациям.
Важно не только сформировать интерес, но и поддержать его, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.