Особенности игровых технологий в младшем школьном возрасте
Игра является уникальным методом всестороннего развития личности каждого ребенка.
В разные возрастные периоды детям интересны различные игры. Это связано с удовлетворением их потребностей и уровнем знаний, умений, навыков.
Дети младшего школьного возраста владеют навыками игровой деятельности в совершенстве (дидактические, ролевые и т.д.). Наибольший интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры. Дети младшего школьного возраста умеют самостоятельно организовывать различные игры, особенно сюжетные и подвижные. В качестве сюжета может быть взят отрывок из увиденного мультфильма, прочитанной книги и т.д. Детям нравится примерять на себя роли героев.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему сохраняет свою актуальность, в силу знаний и умений детей она становится более сложной, чем в дошкольном возрасте, направленной на развитие психических и физических качеств детей.
Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что ему присуща яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в игровые образы. Младшие школьники с легкостью вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую. Дети продолжают играть с предметами и игрушками, с возрастом у них начинают появляться неимтационные игры.
Описание игровых технологий, используемых в обучении младших школьников
Игровые технологии в обучении младших школьников используются для создания проблемных ситуаций. Основой учебной игровой ситуации выступает игровое моделирование, в котором часть деятельности учащихся осуществляется в условно-игровом плане. Проблемная ситуация не просто решается детьми, она ими проигрывается (проживается), в связи с чем дети не просто получают новые знания, но и необходимый практический опыт.
Внедрение игровых технологий в процесс обучения детей младшего школьного возраста предполагает обязательное соблюдение правил. Игровые правила зависят от вида игры, которая выбрана педагогом для реализации технологии.
Например:
- в сюжетно-ролевых играх правила следуют логике разыгрываемых детьми ролей;
- имитационно-моделирующие игры основаны на соблюдении правил имитируемой реальности.
Помимо того, что игровые технологии трансформируют учебную деятельность учащихся, они также оказывают определенное влияние на педагога, а точнее на его роль в учебном процессе.
Роль педагога в рамках игровой технологии балансирует между ролью организатора и участника проводимых игровых действий.
Итоги игровой технологии выступают в двойственном плане:
- Игровой результат
- Учебно-познавательный результат
Таким образом, игровые технологии имеют большое значение в развитии и становлении личности детей младшего школьного возраста, получении ими новых знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности.
Ведущей функцией игровых технологий является дидактическая функция. Данная функция реализуется через совместное обсуждение игровых действий, а также за счет анализа ее соотношения с моделируемой учебной ситуацией. Обсуждение и анализ осуществляется педагогом совместно с детьми, в виде диалога.
Таким образом, важнейшая роль на заключительном этапе реализации игровых технологий в учебном процессе является ее ретроспективное обсуждение.
В настоящее время в современной начальной школе применяются игровые технологии, которые направлены на обогащение, расширение и закрепление у детей:
- речевых навыков: обогащение бытового словаря, развитие связной речи, звукопроизношение и т.д.;
- развитие числовых представлений: порядковый счет, элементарные математические вычисления и т.д.;
- развитие познавательной активности, памяти, мышления, воображения, наблюдательности и воли;
- развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире.
Результативность игровых технологий, используемых в начальной школе, во многом зависит от систематизации и последовательности их использования, от насыщения технологии разнообразными играми, целенаправленности и соответствия игр учебным задачам, сочетания с иными методами и средствами обучения.
Специфика построения игровой технологии
Специфика игровой технологии в младшем школьном возрасте заключается в том, что она строится как единое целое образовательного процесса и охватывает конкретную часть учебного процесса, объединяя ее общим содержанием и сюжетом.
В игровую технологию, реализуемую в начальной школе, включают не только разнообразные игры, но и игровые задания и упражнения, которые направлены на развитие:
- умения выделять основное из общего, сравнивать и сопоставлять предметы;
- умения обобщать предметы по общим признакам, группировать;
- отличать реальные явления от нереальных;
- воспитывать умения владеть собственным телом (ловкость, быстрота, реакция и т.д.);
- умение работать в команде, добиваться поставленных целей и задач.
В игровых технологиях реализуемый педагогом игровой сюжет может развиваться как вместе с процессом обучения, так и параллельно основному содержанию обучения. Важно является соблюдение того, чтобы вне зависимости от протекания игрового сюжета он был направлен на освоение новых учебных знаний и умений.
В настоящее время одним из ключевых умений любого педагога начальных классов является умение организовать и внедрить игровую технологию в образовательный процесс.
В отечественной педагогике выделяют ряд игровых технологий, которые заслуживают особого внимания со стороны педагогов начальных классов, так как они показывают высокие результаты обучения.
Например:
- Игровая технология В.В. Репкина «Мумми-тролли», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Буратино». Данные технологии гармонично вписываются в образовательный процесс и показывают высокие результаты усвоения учебной программы детьми.
- Игровая технология В.В. Кирюшина по обучению детей теории музыки. Данная технология предусматривает распределение ролей между нотными терминами (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.