Важность экологического воспитания в современном мире
Сегодня человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Ныне наша планета не в состоянии справиться с антропогенным воздействием. В итоге происходит массовое ухудшение экологии, которое выражается в загрязнение почвы, воды, атмосферы, исчезновении видов животных и растений.
Человек стал лишь недавно задумываться о том, что нашей природе нужна помощь, оказать которую под силу только осознанному человечеству. Именно поэтому сегодня концепция экологического воспитания является крайне важной. Она поможет сформировать новый тип человека, который сможет жить в гармонии с окружающим миром, понимать важность происходящих в природе процессов, сможет оказать помощь тем где она необходима, будет нести ответственность за свое существование на этой планете.
Бесспорно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше, с того самого момента, когда человек учится взаимодействовать с окружающим миром. Оптимальным для начала экологического воспитания считается дошкольный возраст. Процесс экологического воспитания должен быть непрерывным. Ему должны быть подвержены не только дошкольники и школьники, но и взрослое население, потому что именно со взрослых берут пример дети. Если нравоучения взрослых не будут подкрепляться необходимым практическим примером, не следует ждать положительных результатов. Поэтому сегодня важную роль играет и формирование экологической культуры у взрослых.
Под экологическим воспитанием в современной педагогической науке понимают процесс культурных, социальных и воспитательных воздействий на человеческое сознание и взгляды, которые направлены на повышение уровня экологических знаний, с целью привития бережного отношения к природе, ответственности за нее.
Игровые технологии в экологическом воспитании детей
Игровые технологии весьма популярны в экологическом воспитании детей. Игры могут быть:
- ролевые
- дидактические
- имитационные
- соревновательные
- игры-путешествия
Ролевая игра основана на моделировании определенной ситуации, например, «Огород», «Строительство города». Цель игры «Строительство города» ставит перед собой цель сформировать понятие о том, что построить город можно только соблюдая при этом ряд экологических правил.
Соревновательные игры побуждают у детей интерес к активной познавательной деятельности. Так же дети в ходе соревновательных игр любят демонстрировать свои знания, навыки и умения. К числу известных популярных соревновательных игр относятся:
- конкурсы
- викторины
- «Поле чудес»
- КВН
Сегодня широкую популярность приобретают игры-путешествия, – с помощью технических средств обучения дети могут представить, что они попали на холодный Северный полюс или в жаркую Африку.
Популярными среди педагогов являются игры-путешествия «В гости к зимушке-зиме», «В гостях у повелительницы воды», «В гостях у Сентябринки, или путешествие в осенний лес», «Путешествие к Фее цветов», «Космическое путешествие». Преподаватели могут проявить фантазию и самостоятельно придумать сюжеты для игр-путешествий.
Особое место среди игровых технологий в экологическом воспитании играют дидактические игры. Дидактические игры выбирают исходя из целей воспитательного и образовательного процессов, возраста воспитанников. Весьма популярными дидактическими играми в процессе экологического воспитания являются «Кто где живет», «Вершки-корешки», «Волшебный поезд» «С какой ветки детки», «Кто где живет», «Земля-вода-воздух».
В процессе воспитания должны использоваться разнообразные игровые методики. Чем разнообразнее игры, тем интереснее детям и, тем лучше они усваивают материал. Каждую игру педагогу необходимо тщательно продумать, игра обязательно должна реализовывать воспитательные и образовательные цели. Учитель должен объяснить детям зачем они играют в ту или иную игру, должен объяснить правила игры, убедиться, что все дети понимают каким образом будут происходить игра, обеспечить всеми необходимыми средствами для выполнения игровых действия.
Ребенок должен в игре активизировать свое мышление и внимание. Он должен следить за сюжетом, учится быстро реагировать в неожиданной ситуации, таким образом ребенок в процессе игры будет активизировать свои мыслительные функции, процесс воспитания и образования может считаться успешным.
Экологическое воспитание взрослых
Экологическое воспитание взрослых более сложный вопрос. Не все взрослые на сегодняшний день осознают масштабы экологической угрозы, многие считают, что они не должны нести ответственность за то, что происходит на нашей планете.
Но без экологического воспитания взрослых невозможно добиться положительного эффекта в экологической культуре населения. Если взрослые не будут подавать правильного примера для детей. Реализация экологического воспитания будет считаться невозможной.
Существуют следующие методы экилогического воспитания:
- методы, формирующие сознание (убеждения, беседы)
- формирование положительного опыта поведения в процессе жизни
- методы «кнута и пряника» (игры, тренинги)
Существуют следующие формы воздействия на взрослое население:
- социальная реклама
- лекции, беседы
- массовые мероприятия
Социальная рекламы дает населению информацию относительно того что происходит с экологией в данный момент. Дает простые рекомендации относительного того что может сделать каждый из нас для того чтобы улучшить экологическую ситуацию на нашей планете.
Взрослое население чаще всего сильно занято и маловероятно что оно станет посещать информационные мероприятия по экологическим проблем, поэтому в задачу педагогов-экологов входит посещение предприятий с лекциями где они будут информировать работников относительно нынешней экологической ситуации и побуждать население к активным действиям.
Проводятся так же массовые мероприятия, которые посвящены экологическим темам. К ним могут относится тематические праздники, например, «День Нептуна». Так же на предприятиях могут проводится субботники, которые могут иметь и соревновательный уклон.