Сущность игровых технологий в дошкольный период
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Примерно к третьему году ребенок овладевает ролевой игрой. Уникальность ролевой игры в том, что она знакомит ребенка с взаимоотношениями между людьми, позволяет примерить не себе ту или иную роль, учит ориентироваться в чувствах и переживаниях. В процессе игру у ребенка формируется и развивается воображение, мышление, память, сознание. Все это в последующем позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие. В результате освоения игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста формируется готовность к общественно-оцениваемой и общественно-значимой роли обучения.
В процессе игры педагог имеет возможность поставить перед ребенком ряд образовательных и воспитательных задач, выполнение которых направлено на развитие его личности. Постановка задач может быть осуществлена в различном виде: устно в виде инструкции, в виде чертежа или схемы, в виде рисунка и т.д.
Сложность задачи зависит от возраста ребенка и уровня освоения им знаний и умений. Важным является то, что задача должна побуждать интерес ребенка к игре. С возрастом задачи усложняются, их трудность заставляет ребенка двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться. В процессе решения игровых задач ребенок развивает свои творческие способности и умения. В отличие от обучения, в процессе игры развитие и становление личности ребенка происходит с опорой на заинтересованность, в то время как в обучении все опирается на исполнительские черты ребенка.
Особенность постановки игровой задачи, для ребенка дошкольного возраста, заключается в том, что она должна ставиться не только в понятной для него форме, но и в конкретной, то есть в виде видимых и осязаемых вещей (узор, рисунок, сооружение и т.д.). Такая постановка задачи способствует тому, что создается наглядность, которая сопоставляется с решением и позволяет ребенку проверять точность выполнения задачи.
Развивающие игры, для детей школьного возраста, объединяют в себе основу принципа обучения «от простого к сложному» и принцип творческой деятельности, когда ребенок в игре достигает «потолка» своих возможностей.
Все это позволяет развивать у детей творческие способности, а именно игры:
- позволяют дать ребенку необходимое для развития его задатков и способностей;
- создают условия постепенного развития;
- способствуют более успешному развитию;
- разнообразны по своему содержанию, интересны и создают радостную и непринужденную атмосферу для творчества.
Концептуальные основы игровых технологий
Концептуальными основами игровых технологий в дошкольный период являются:
- Психологические механизмы игровых технологий являются фундаментом потребности личности ребенка в самовыражении, самоопределении, саморегуляции, самоутверждении и самореализации.
- Игровые технологии позволяют каждому ребенку проецировать собственное психогенное поведение на конкретные жизненные ситуации.
- Игра – это один из уникальных методов социализации ребенка. Она позволяет с раннего детства усваивать правила поведение и общепринятые нормы.
- Игра способствует развитию свободы личности в воображении. Выступает первой школой жизни ребенка.
- Умение включаться в игру не связано с возрастом, однако в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
- Содержание детских игр развивается и усложняется в соответствии с возрастом ребенком. Игры не просто усложняются, они удовлетворяют возрастные потребности детей.
- Важное значение, в игровой технологии, имеет ведущая деятельность каждого возрастного периода. Это связано с тем, что для каждого возраста игра должна иметь конкретное содержание, в соответствии с психическими новообразованиями ребенка.
Особенности игровых технологий в дошкольный период
Особенность игровых технологий в дошкольный период, в первую очередь связана с возрастными особенностями детей, их потребностями и возможностями.
Выделяют следующие особенности игровых технологий в дошкольный период.
Во-первых, все возрастные периоды, которые следуют за дошкольным детством, не вытесняют игру, а всего лишь видоизменяют ее, в соответствии с ведущей деятельностью ребенка.
Например:
- В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Именно в ней ребенок познает мир, получает первые умения и навыки.
- Младший школьный возраст – ведущая деятельность учебная. Однако использование игровых технологий в процессе обучения показывает повышение успешности усвоения детьми учебного материала.
- Средний школьный возраст – ведущей деятельностью является общественно-полезная. Игра также по–прежнему присутствует в деятельности детей, в игровой форме осуществляются различные общественно-полезные работы, проводятся соревнования и т.д.
- Старший школьный возраст – ведущей деятельностью является учебно-профессиональная, игровые технологии применяются педагогами в учебной деятельности.
Таким образом, игра не вытесняется из жизни детей, она оптимально сочетается с иными видами деятельности, положительно влияя на их результативность.
Во-вторых, развивающий потенциал игровых технологий заложен в них самой природой. Это обусловлено тем, что игра не заставляет ребенка против воли выполнять определенные действия, их выполнение происходит добровольно в интересной и познавательной форме. Педагогическая ценность игры состоит в том, что она является одним из мощнейших мотивационных факторов.
В-третьих, игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «Я».