Роль игровых методов в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста
Игровой метод – это один из способов организации процесса овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развитием двигательных качеств, который основан на включении в образовательный процесс различных компонентов игровой деятельности.
В качестве игровых компонентов могут выступать воображаемые игровые ситуации, разыгрывание сюжетов, ролей, осуществление действий с предметами или выполнение определенных правил.
Плавание оказывает положительное влияние на общее физическое развитие ребенка дошкольного возраста, сохранение и укрепление его здоровья, приносит ему радостные эмоции. В процессе занятий плаванием у ребенка дошкольника развиваются такие физические качества как сила, выносливость, ловкость, смелость и т.д.
Особенностью плавания является то, что оно в отличие от иных видов физических упражнений, предполагает помещение тела ребенка в особую среду – воду.
Посещение ребенком дошкольного возраста бассейна является для него значимым событием. Дети всегда с радостью ходят на занятия по плаванию.
Основной задачей инструктора по плаванию является сохранение и укрепление положительного настроя.
В связи с чем, очень важно все задания и упражнения, которые дети выполняют как в воде, так и на суше, сделать интересными и привлекательными. Учитывая дошкольный возраст детей, для этого необходимо включать в занятия плаванием игру. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
В игре у детей, пропадает страх перед водой, поднимается общий настрой, создается положительный эмоциональный настрой на занятия.
Очень важно начинать ознакомление с водой, правилами поведения в бассейне. Правильно организованная игра будет способствовать стимулированию интереса детей к плавании. Кроме того, посредством игровых приемов можно познакомить детей с основными приемами двигательной деятельности. Особенно игры необходимы тем детям, которые от природы робкие и стеснительные. Увлекаясь игрой, дети непринужденно усваивают необходимые правила и движения.
Требования к использованию игровых методов
Для того, чтобы использование игр и игровых методов при обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста было результативно, необходимо соблюдать ряд требований:
- Все организуемые инструктором игровые приемы и игры должны быть понятны и доступны детям, интересны и привлекательны для них.
- Подбор игр осуществляется на основании возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
- Все подобранные инструктором игры должны быть направлены на достижение поставленных воспитательно-образовательных целей.
- Игры и игровые приемы должны учитывать плавательные возможности и уровень подготовки старших дошкольников.
- В игре должны принимать участие все дети.
- Игра должна оказывать на детей положительное эмоциональное воздействие.
- Игры, используемые инструктором должны служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
- В игре детям предоставляется возможность не только усваивать новые умения и навыки, но и совершенствовать уже имеющиеся.
- Каждая игра должна нести в себе определенную физическую нагрузку.
- Всех участников следует заранее ознакомить с правилами проведения игр.
- В процессе игр, особенно в воде, инструктор должен обеспечивать постоянный контроль за детьми.
- Ожидаемый от игры результат, должен быть понятен детям.
Организация игр, особенно в воде, требует от инструктора соблюдения ряда правил, обеспечивающих безопасность детей:
- Занятия следует проводить только в бассейнах отвечающих всем правилам гигиены и безопасности.
- Во время занятий необходимо поддерживать строгую дисциплину.
- Допуск детей к занятиям исключительно с разрешения врача.
- Приучать детей покидать, что покидать бассейн можно в действительно неотложных случаях и только после разрешения инструктора.
- Группа детей, не должна превышать 12 человек.
- Проведение переклички детей до входа в воду и после выхода из нее.
- Обеспечить присутствие врача или медицинской сестры на занятиях по плаванию.
Основные направления использования игровых методов
Ведущим направлением работы является:
- Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.
- Улучшение общего физического состояния детей, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.
- Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Перспективами самообразования детей старшего дошкольного возраста средствами игровых методов при обучении плаванию, являются:
- Овладение умениями самостоятельно ставить воспитательно-образовательные цели и задачи.
- Овладение навыками по самоорганизации и самоконтролю при нахождении в бассейне.
- Овладение навыками самостоятельно определять свои проблемы и стремиться их устранить во время занятий плаванием.
Немаловажное значение при использовании игровых методов обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, имеют созданные педагогом условия, которые должны включать в себя:
- использование удобных масок и шапочек;
- использование специальных игрушек, которые не только удобно применять в воде, но и обрабатывать специальными средствами;
- использовать игрушки, которые в воде помогают детям войти в нужный образ;
- использование игрушек и материалов, которые в воде «ведут» себя по-разному (тонут, частично погружаются, плавают).
Таким образом, при обучении детей плаванию, инструктором могут быть выбраны различные методы, наиболее популярными являются разнообразные игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры. Составляя картотеку игр и игровых методов, преподаватель должен в первую очередь учитывать возраст детей, а также учитывать их уровень плавательных умений.