Сущность логического мышления
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек пользуется логическими понятиями и конструкциями, которым характерна доказательность и рассудительность, и цель которого – получить обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.
Развитое логическое мышление дает возможность человеку свободно ориентироваться в окружающей действительности, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. У детей необходимо развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, а также классифицировать и делать простые выводы и обобщения. Усвоенные логические приемы мышления в качестве способов познавательной деятельности нужны, чтобы решать обширный круг умственных задач, поэтому должны выступать в качестве основы интеллекта ребенка.
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления – условие успешного обучения в начальной школе. Навык активной переработки большого объема информации в уме, использования приемов логического мышления, дает возможность ребенку получить более глубокие знания. Иными словами, при недостаточном уровне сформированности мыслительных процессов снижается эффективность обучения, замедляется развитие познавательных процессов.
Логическое мышление – это мышление посредством рассуждений. Оно представлено связыванием между собой разных знаний, чтобы получить в итоге ответ на поставленный вопрос.
Игровые технологии и развитие мышления
Разностороннее развитие дошкольников может осуществляться на основании игровой деятельности, в процессе которой у детей идет формирование воображения, приобретение опыта общения с ровесниками.
Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Но дети должны не просто играть, а посредством игр приобретать знаний, умения, опыт и развивали свои творческие способности. Именно игровая деятельность должна стать опорой при работе с детьми, так как она позволяет детям без перегрузок усвоить необходимый объем знаний.
Игровые технологии делают процесс обучения доступным и привлекательным для дошкольников, но для успешного развития мышления необходима определенная предметно-развивающая среда, а также использование следующих методов:
- словесные методы – объяснение педагога, рассказ, знакомство с содержание игровой деятельности, анализ достигнутых результатов – все это представляет образец для подражания;
- наглядные методы – используют в старшем дошкольном возрасте, они предполагают рассматривание схем, мнемотаблиц, знакомство с персонажами игровых ситуаций;
- практические методы – манипуляции с играми, самостоятельная деятельность в уголке природы, экспериментальная деятельность, способствующие более полному закреплению полученных знаний, развитию умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- методы экспериментирования с разными материалами, например, водой, светом, бумагой и пр.
Любая игра обладает широким диапазоном действий. Например, одна и та же игра может использоваться в возрасте от 3 до 7 лет, так как она содержит упражнений в 1-2 действия для малышей, а также многоступенчатые задачи для старших детей. Например, «Угадай, что спрятали», «Пары картинок», «Волшебная коробочка». Благодаря многофункциональности одной игры может быть решена масса образовательных задач, ребенок незаметно для себя изучит, запомнит цвета, форму, потренирует мелкую моторику рук, будет совершенствовать речь, мышление, внимание, память и воображение.
Развитие у детей логического мышления протекает не только посредством использования дидактических игр, но и во время самостоятельной игровой деятельности, например, в процессе ролевой игры «Семья» или «Дочки-матери», когда ребенок представляет, выстраивая логическую цепочку, куда может пойти мама, чем мама занимается, какой у нее распорядок дня и пр.
Данный тип деятельности крайне важен для развития мышления детей. В этих играх у детей закрепляются полученные знания, развивается интеллект, появляется практически неограниченная возможность придумывать и творить, то есть идет развитие мыслительной деятельности.
Существует ряд дидактических игр, заданий и упражнений, которые допускают различные варианты решений, например, выбор из перечня фигур лишней. Если ребенок ошибся, его ответ обсуждают и исправляют. Это раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибками, боязнь дать неверный ответ.
В игре, как и в любом другом виде творческой деятельности детей, идет развитие вариативности мышления. Это связано с отсутствием в игровой деятельности клише, она разворачивается свободно, являясь противовесом учебной деятельности в которой информация не может изменяться, и ребенок должен просто усвоить ее.
В связи с этим вытеснение учебной деятельности игровой может вызвать вытеснение вариативности из жизни детей.
Вся работа, направленная на развитие у детей логического мышления, должна протекать при тесном взаимодействии с родителями, так как семья – важнейшая сфера, которая определяет развитие детской личности в период дошкольного детства.
Родители должны быть вооружены полноценной системой знаний по вопросу развития логического мышления детей. Необходимо знакомить их с играми, в которые дети ежедневно играют, находясь в группе сверстников, а также с задачами, которыми сопровождаются эти игры. Все это способствует обогащению впечатлений, доставляя радость общения и развивая познавательные интересы детей. Необходимо проводить для родителей консультации, родительские собрания, дни открытых дверей. В уголке для родителей должен регулярно обновляться материал, освещающий все этапы развития у детей логического мышления, познавательных интересов, советов, помогающих родителям. Все это должно сопровождаться фоторепортажем, иллюстрациями, литературой.
Результат совместной работы педагогов с родителями помогает расширять познавательные интересы детей. У родителей появляется внимание к интересам детей, они начинают более глубоко понимать их, стремиться стать другом для своего ребенка, а не только старшим наставников, немаловажная роль в этом отведена правильно подобранным, с помощью педагога, играм.