Игра как метод обучения и развития детей с отклонениями в развитии
Игра – ведущая деятельность дошкольника. Она выступает основой его развития и познания окружающего мира.
Все процессы и явления, стороны окружающей действительности познаются ребенком в игре. Она помогает ребенку взглянуть на мир глазами взрослого и познать сущность его устройства.
В этой связи, игра используется в дошкольном обучении и как метод обучения, и как форма организации образовательной деятельности, и как средство развития определенных сторон и аспектов личности и как метод коррекционного обучения.
Использование игр в коррекционной работе ориентировано на оказание на ребенка определенного воздействия, улучшающего его психофизическое состояние и формирующего интеллектуальную сторону его личности.
В качестве метода коррекционной работы игры способствуют:
- Выработке адекватного отношения к окружающей действительности. Формирование позитивного социального восприятия необходимо для успешной социализации дошкольника с отклонениями в развитии и для его полноценного развития в социальной сфере.
- Развитию мыслительных навыков. Задержка интеллектуального развития, заторможенность мыслительной деятельности характеризует многих детей, обучающихся по коррекционным программам. Игровая деятельность помогает детям активизировать мышление, использовать свои знания в разнообразных мыслительных процессах.
- Активизации познавательной сферы дошкольника. Игры формируют основы непроизвольного внимания, которое способствует более активному познанию, улучшает внимание и восприятие ребенка, даже при наличии у него, каких-то отклонений в развитии.
- Улучшению сенсорного восприятия. Игра формирует основы восприятия дошкольника. При наличии отклонений в развитии, формирование представлений о формах, цветах, размерах объектов, возможно, только в ходе игрового процесса, поскольку реальное обучение не имеет должного эффекта.
- Активизации речевой деятельности дошкольника. Ребенок расширяет свой словарный запас и варианты использования слов и понятий.
- Эмоциональному развитию. Эмоции активизируют работу мозга и развивают заинтересованность в познании.
Игра как средство интеллектуального развития в коррекционной работе с дошкольниками
Поскольку, различные отклонения в развитии дошкольников обусловлены недостаточной развитостью психических процессов, нарушениями в их функционировании, то необходимо обратить особое внимание на развитие памяти, внимания, речи, активизации мыслительных операций дошкольника. В этой связи, в программах коррекционного обучения происходит использование игр в качестве средств развития интеллектуальных процессов ребенка с ограниченными возможностями.
От уровня развития интеллекта дошкольника зависит характер и направленность его деятельности, формирование его отношения к окружающему миру и нахождение своего места в нем, а также умственный уровень реализации различных видов деятельности.
Используя игру, в качестве средства интеллектуального развития дошкольника с ограниченными возможностями, следует обратить внимание на организацию игровой деятельности в форме практических задач, которые необходимо решить ребенку. Их решение значительно отличается от учебных задач. В первую очередь, данное отличие связано с тем, что в ходе игры, ребенок не чувствует на себе учебной нагрузки т.е. он не испытывает никакого давления, а решает задачу по собственной воле.
Игра помогает развить мыслительную деятельность ребенка и развить его адекватное восприятие окружающего мира.
Как метод интеллектуального развития в коррекционной педагогике игра выступает:
- Способом разъяснения информации;
- Формированием знаний в области устройства окружающего мира и законов его функционирования;
- Способом развития адекватного восприятия объектов и явлений социума;
- Методом формирования основ восприятия;
- Средством активизации разных аспектов мышления;
- Способом формирования основ адекватного поведения в разных социальных ситуациях;
- Методом формирования основ сотрудничества дошкольников и повышения их социальной компетентности.
Игра как средство речевого развития
Использование игры в обучении дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи и иными речевыми патологиями имеет двустороннюю направленность коррекционного воздействия:
- Игра оказывает влияние на коррекцию психического развития дошкольника.
- Игра способствует становлению речи: формирует звуковое восприятие и произношение, влияет на постановку правильного речевого дыхания, расширяет словарный запас, помогает в становлении связной речи, за счет развития навыков верного выражения своих мыслей и чувств.
Поскольку, в игре происходит непрерывное побуждение дошкольника к общению, то это оказывает активное воздействие на его речь и ее становление.
Для развития речи дошкольников, в коррекционных программах, как правило, применяются дидактические игры. Они способствуют формированию инициативы дошкольника к общению, что способствует приданию речи инициативного характера, совершенствованию разговорной речи и формированию основ построения правильных грамматических конструкций.
В развитии речи огромную роль играют словесные игры. Они ориентированы на применение детьми различных родовых и видовых понятий. Например, ребенку необходимо дать название трем каким-то объектам или же, назвать одним словом группу объектов т.е. независимо от их различий, их что-то объединяет и относит к одному роду или виду. Такие игры оказывают прямое воздействие не только на формирование речи, но и мышления, запускают его логические операции.
Развитию речи дошкольников с отклонениями в развитии способствуют и подвижные игры, а также сюжетные. Движения активизируют мыслительные операции, которые запускают речевые функции. Сюжетные игры связаны с проигрывание какого-то действия детьми, принятием и выполнением определенной роли. В ходе игры, требуется взаимодействие дошкольников друг с другом, их общение. Это, в свою очередь, стимулирует развитие словообразования.