Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игра как фактор воспитания и развития подростков

Сущность и значение игры в педагогике

Определение 1

Игра – это разновидность осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе.

Основным назначением игры А.С. Макаренко считал удовольствие детей. Он утверждал, что бодрая, целеустремленная, жизнерадостная игра в детстве представляет собой обязательное условие полноценного развития каждого отдельного ребенка и детских коллективов.

Макаренко полагал, что дети воспитываются, в первую очередь, в игровой деятельности.

Определение 2

Игровая деятельность – это особый тип активности детей, в которой у них нет никаких иных целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Отечественными психологами и педагогами процесс развития понимается в качестве усвоения общечеловеческого опыта и общечеловеческих ценностей. Основным положением, определяющим сущности игры, является то, что мотив игры заключается не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно в практическом неигровом плане предоставляется данным действием, а также не самой деятельностью безотносительно к ее результату, а многообразными переживаниями, значимыми для играющего, а также сторон действительности.

Игра, как любая неигровая деятельность людей, мотивирована отношением к значимым для индивида целям. В мотивах игр отражено более непосредственное отношение личности к окружающему миру, значимость определенных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию.

В играх идет развитие физических сил ребенка, развитие сообразительности, находчивости, инициативности. В игре идет выработка организационных навыков, развитие выдержки, умение взвесить обстоятельства.

«Игра как фактор воспитания и развития подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игры развивают восприятие, внимание, память, мышление, развитие творческих способностей, они направлены на целостное умственное развитие школьника. Также игра тесно связана с развитием личности, особенно в детстве, когда идет ее особенно интенсивное развитие.

Игра – первая деятельность, которой отводится особенная роль в процессе личностного развития и формирования свойств, а также обогащения внутреннего содержания личности. Дети, которые были лишены игр, теряют определенные свойства мышления. Игровой дефицит негативно влияет на формирование большинства сторон личности.

Мироновой Р.М. выделены следующие игровые формы обучения:

  • дидактические учебные игры;
  • имитационные игры;
  • проблемные игры;
  • сюжетные игры;
  • ситуационные игры;
  • настольные, языковые и абстрактные игры.

Роль игры в воспитании подростков

Большая роль в социализации детей отведена игре.

Задачами игровой деятельности в подростковом возрасте выступают:

  • создание условий интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения подростка для открытия и развития его способностей в разных видах творческой деятельности;
  • обеспечение педагогической поддержки творческих стремлений подростков;
  • способствование повышения роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе.

Внеучебная игровая деятельность играет особую роль в социализации детей. Дети, значительная часть которых в процессе социализации встречается с препятствиями, представленными неудачами в учебе, является следствием разного рода деприваций и педагогической запущенности, снижая уровень самооценки ребенка и программируя его дальнейшую жизнь, превращаясь в серьезное препятствие на пути его взаимодействия с другими людьми и в целом мире. Игровая деятельность дает возможность самоутверждаться, саморазвиваться в других областях, что способствует успешному становлению личности, являясь основным средством присвоения воспитанникам социальных ценностей.

Один из основных методов работы с детьми – игра. Самой жизнью определены две основные функции игровой деятельности:

Основой любой игры является инстинкт подражания, который дан человеку природой. Это чрезвычайно важно, так как подражание помогает человеку развиваться.

Игра – основной театральный инструмент. Театральная игра возникла на заре человеческой культуры на основании первобытных народов, и он наиболее приближен к детскому общению и детской жизни. Люди успешно использовали театральную деятельность с целью образования и развития личности с древнейших времен.

Главное в театральной деятельности состоит в том, что дети, при работе над образом, меняют себя, растут вместе со своей ролью, стремятся избавиться от качеств, которые им мешают.

Педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя комфортно, востребовано, мог творить и радоваться, огорчаться и ощущать успех.

Крайне интересно наблюдать за творческим ростом подростков, их развитием, уверенностью их суждений, обоснованностью их творческих поисков и желаний. Подростки, посещающие театральные студии и кружки, смело берутся воплощать новые работы. Они стремятся к экспериментированию в делах, чтобы сыграть чужие негативные качества, необходимо наблюдать их в жизни. Так дети обучаются наблюдательности в жизни, анализируют все, что видят, но учатся они не отстраненно, а в процессе активного творчества, в деятельности.

Нельзя отрицать роль игры в обучении и социализации подростков. Безусловно, подросток должен получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой в разных ситуациях. При этом важно сохранять его индивидуальность и творческую природу. Необходимо бережно относиться к подросткам, этот период проходит очень быстро, но он крайне важен для становления полноценной взрослой личности.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot