Художественное образование – это целенаправленный и организованный процесс освоения мира посредством его художественного восприятия, воспроизведения мира в образах для развития творческого потенциала личности, развития целостного представления о его устройстве и духовном богатстве.
Система художественного образования России в 90-х годах XX столетия
В 90-х годах XX века был принят Закон «Об образовании РФ», который отделил художественное образование от общей системы образования и отнес его к системе дополнительного образования. Это привело к новой стадии развития художественного образования России, истоки которого были заложены в Советский период.
Поскольку, Советский Союз распался, его идеология и политическое устройство утратили свою силу, то началась стадия поиска культурных образцов нового типа, которые помогут восстановлению мира, наделенного духовным богатством и культурным потенциалом. Естественно, что устройство этого мира будет иным, но рациональным и упорядоченным. Таким образом, и началось становление художественной системы образования РФ.
Рассмотрим основные направления и особенности развития художественного образования 90-ых годов XX века:
- Педагог художественного образования выступает посредником между ребенком и миром культуры. Его деятельность ориентирована на приобщение ребенка к миру искусства, раскрытию его творческих способностей, природных задатков, развитие навыков художественных направлений деятельности, активизацию стремления к самовыражению через мир искусства, развитие уважения к нему.
- Создается сеть учреждений художественного образования: художественные школы, музыкальные школы, школы искусств. Они реализуют обучение по программам дополнительного образования на трех уровнях обучения.
- Внесение изменений в содержание образовательных программ художественного образования и порядок их принятия. Учреждения дополнительного образования имеют право на самостоятельную разработку программ обучения, которые не противоречат законодательству, в частности, принципам художественного образования, прописанным в ФЗ «Об образовании».
- Реализация образовательных программ художественной ориентации осуществляется на основе их преемственности и непрерывности. В первую очередь, обучение направлена на выявление одаренных детей в системе общего образования, их мотивацию к развитию своего творческого потенциала и профессиональную ориентацию.
- В 90-е годы происходит изменение положения Творческих союзов, которые имели огромное культурное значение в Советское время. Многие союзы распались и прекратили свое существование, в силу того, что их государственное финансирование было прекращено, а члены союза потеряли свой социальный статус – значимых и почитаемых деятелей культуры. Другие же, пытаются внедриться в новые экономические отношения и бороться за свое существование. Например, союз Кинематографистов продолжил свое существование, претерпев изменения в наименовании, структуре и организационных вопросах.
- Продолжением развития творческих объединений СССР становится создание различных ассоциаций: писателей, музыкантов, художников и др. Однако, это не получило распространения и развития. Все художественные работники СССР стали социально незащищенной категорией граждан и были представлены сами себе т.е. ориентированы на поиск путей выживания в новых экономических реалиях.
- Сокращение государственных финансовых ресурсов и возможностей финансирования учреждений культуры.
- Минимизация государственного вмешательства в деятельность учреждений культуры. Механизм управления культурой был полностью ликвидирован, а новый не создан.
Содержание и методологические основы художественного постсоветского образования
Содержание художественного образования РФ включает в себя следующие направления деятельности:
- Формирование культурно-исторической компетентности в области исторического развития культуры, знания основ культурного развития и культурных принципов отдельных народов и стран.
- Формирование художественно-практической компетентности. Оно отражает развитие навыков использования различных инструментов художественного творчества, выполнение художественных работ, отражение действительности в художественных образах.
- Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности. художественная деятельность должна носить осознанный характер и быть неотъемлемым компонентом жизнедеятельности каждого гражданина.
Содержание художественного образования отвечает социально-экономическому этапу общественного развития. Оно неотделимо от общества и его потребностей.
Современная система художественного образования нацелена на всесторонне развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала, формирование знаний исторического развития культур, тенденций развития современной культуры страны и мировой культуры, а также удовлетворение духовных потребностей личности.
Содержание художественного образования по-разному раскрывается на разных этапах возрастного развития ребенка и уровнях обучения.
Дошкольный возраст предполагает упор на эстетическое воспитание ребенка, когда формируется эстетический вкус и эстетическое отношение к миру. Затем, происходит постепенное расширение культурного кругозора ребенка, формируются первичные теоретические и практические навыки деятельности.
Художественное образование реализуется на основе следующих методологических принципов:
- Непрерывность и преемственность художественного образования.
- Раннее художественного обучение ребенка т.е. с раннего возраста.
- Мультикультурная образовательная программа обучения т.е. использование различных художественных стилей, традиций и обычаев национальных культур, тенденций развития мировой культуры.
- Учет национальных культурных особенностей при составлении содержания образовательной программы.
- Комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин.
- Дифференцированное обучение, индивидуальная ориентация художественного образовательного процесса. Обучение должно ориентироваться на учет особенностей развития и творческий потенциал каждого учащегося.
- Направление усилий на развитие одаренных детей и их профессиональное становление в художественной сфере.