Сущность гуманизма и гуманитарности
Гуманитарность – это атрибутное свойство культуры, под которым понимают общечеловеческое качество любить людей и ценить их, жалеть и оберегать весь человеческий род и всех его отдельных представителей от различных неприятностей.
Тенденция гуманитаризиции свойственна инновационному производству, что обусловлено несколькими обстоятельствами:
- потребность решать проблемы более цивилизованно и разумно, с использованием научно-технического потенциала, социальных и экологических аспектов развития экономики;
- возрастание и преобладание творческих начал в трудовой деятельности, объективно требующих от человека овладеть общей культурой, общечеловеческими ценностями, без которых труд ученого, конструктора и представителя любой другой профессии теряет свою эффективность;
- удельный вес гуманитарных профессий в совокупной рабочей силе, который имеет тенденцию к росту, причем возрастает значение данных профессий в непосредственной производственной деятельности. Сейчас к данным профессиям относят менеджеров, экономистов, юристов, социологов, специалистов по человеческим отношениям и рекламе, маркетологов и пр., так как именно ими вносится решающий вклад в управленческую деятельность и реализацию продукции в условиях конкурентной борьбы на рынке;
- приближение образования к общемировым образовательным ценностям, необходимость внедрения опыта, как Запада, так и Востока;
- общая культура человека как основа для формирования у него производственной культуры, а также культуры быта и потребления, без которых не могут быть сформированы другие составляющие культурного капитала.
Исследователи рассматривают гуманитаризацию образования в качестве проблемы всестороннего и гармоничного развития индивида. Гуманитарная стратегия образования переводит восприятие человека в его внутреннюю активность, деятельность и субъективность, то есть в сферу бытия. Главная особенность гуманитарного характера позиции учителя – это диалогичность. Цель гуманитарности – развить человеческие качества, составляющие истинно человеческую сущность, его соотнесенность с миром ценностей, культурой, человеческими отношениями.
В соответствии с выводами Колесниковой И.А. в гуманитарном знании выделяют следующие характеристики:
- гуманитарные знания – это знания, касающиеся способов эффективной реализации субъектного и деятельностного начал в человеке, самостоятельного преодоления им возникающих проблем в жизни самостоятельно;
- источник и предмет гуманитарного знания – субъективный мир, то есть мир самоосознающего человека, или субъекта, и его отношения с реальностью;
- гуманитарное знание – живое, оно получено и зафиксировано не только мышлением, речью, общением, рефлексией, но и фантазированием, мечтанием, переживаниями и воображением;
- гуманитарное знание в качестве результата познания и неотъемлемой части содержит информацию, касающуюся особенностей самого познающего субъекта.
Гуманитаризацией образования предполагается его обращенность к смыслотворческой деятельности людей, рефлексии и философским проблемам. Смыслы, мотивы и ценности превращаются в центральное звено образования в гуманитарной парадигме. Знания, полученные в этой парадигме всегда персонифицированные, ценностно-ориентированные, диалогичные, контекстные. Гуманитарное знание в образовании воспринимается учениками после напряженной интеллектуальной и эмоционально окрашенной деятельности, после осмысления и принятия.
Гуманитаризацией образования утверждено право на множественность, вариативность и уникальность человеческих проявлений, называя многообразие важнейшим источником развития и возможность произвольного толкования мира и своего места в этом мире.
В связи с этим парадигма гуманитарности образования предполагает необходимость активного и заинтересованного участия учащегося или воспитанника в педагогическом процессе. В таком случае педагогическая деятельность выступает содеятельностью, совместным преобладанием затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектом развития.
Еще одной важной чертой гуманитарного познания выступает смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального и особенного. Наконец, принципиальной особенностью гуманитарной парадигмы выступает признание сложности и противоречивости всего человеческого в личности. Гуманитарное знание всегда открыто и требует развития.
Составляющие гуманитарной парадигмы образования
Гуманитарной парадигмой образования предполагается:
- способности к смыслотворчеству и расширению жизненного мира, а также стремление присвоить ценности культуры, нравственные и духовные ценности, поиск смысла своего существования в условиях множественных смыслов;
- диалогичность в качестве основы взаимодействия – диалог как готовность искренне и глубоко проникать в мир другого человека, доверительные отношения, готовность принять другую точку зрения, конструктивный взгляд при решении конфликта;
- развивать человеческие способности адаптации и интеграции, а также развивать интеллект в качестве средства адаптации, критически соотносить свою позицию с позицией группы, принимать и присваивать ценности и пр.;
- установки на осознанное поведение, деятельность и отношения, то есть, необходимо признавать права человека, осмысленно применять социальные нормы, социальная ответственность за совершенные поступки;
- признание автономности личности – осознание и принятие своей самобытности, развитие самосознания, уверенность своих позиций, а также способность сопротивляться и отстаивать свою точку зрения;
- становление субъектности и способности субъекта саморазвиваться, альтруизм, свобода в выборе субъекта самоутверждения, субъектная активность, выдержка, самообладание и саморегуляция. Иными словами, гуманитарность образования предполагает включенность самого учащегося как равноправного и значимого субъекта организации диалогического взаимодействия.