“Гуманистическая педагогика” - это одна из областей педагогики, которая ставит во главу угла способности и индивидуальные интересы ученика, ориентируется, прежде всего, на его личность.
Гуманистическая педагогика и ее основополагающие начала
Ученик в данном направлении педагогической науки рассматривается как активный и сознательный участник процесса воспитания и обучения. Общее развитие качеств интеллекта учеников в данном случае ставится на первостепенное место, тогда как овладение установленным информационным объемом отводится на второй план.
Цель данного научного направления - развить из ученика активную и свободную личность, которая будет способна самореализовываться и самосовершенствоваться, а так же осуществлять в обществе людей плодотворную деятельность.
В практической жизни педагогика гуманистической направленности реализуется посредством конкретных методов и форм. К ним можно отнести следующие аспекты:
- процесс воспитания и обучения индивидуализируется;
- классы и параллели формируются на основе гомогенности;
- создаются условия, способствующие развитию наклонностей и способностей каждого ученика;
- защищенность учеников в психологическом плане;
- воспитательно-учебная деятельность предполагает комфортные условия;
- вера в каждого ученика, в его возможности и силы.
Стоит отметить, что немаловажным моментом является процесс принятия учеников такими, какие они есть. Возможно, для достижения цели гуманистической педагогики, потребуется изменить принятые в школе правила, поменять какие-либо внутренние установки педагога, исключить заочное обучение, а также принять другие требующиеся меры.
Преимущество гуманистической педагогики, в сравнении с другими направлениями, заключается в склонности к предоставлению ученикам свободы выбора пути своего образования.
Идеи гуманистической педагогики в эпоху просвещения VIII века
VIII век был временем, когда в России произошло формирование теоретического педагогического сознания. Влияние на это оказала западноевропейская культура. В этот период важную роль в его становлении сыграли такие ученые, как Ломоносов М.В., Радищев А.И., Новиков Н.И., Бецкий И.И.
В эпоху правления Петра I реформы были направлены не только на экономику, армию и общественный уклад жизни, но и на сферу просвещения. Российская школа приобщилась к культуре Европы именно в годы нахождения Петра I у власти. На основе его приказов были сформированы следующие категории школ:
- начальные школы (русские, цифирные, гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские);
- средние и высшие (иноязычные, навигационные, математические, артиллерийские, медицинские, инженерные, морская академия).
Неоценимый вклад в образование России внес М. В. Ломоносов. Можно сказать, что освоение и укоренение науки в нашей стране, закрепление русского языка, что поспособствовало развитию российского образования вместе с отечественной культурой, произошло благодаря ему.
Ломоносов разработал проекты первых российских гимназий, которые были воплощены в жизнь. Он стал инициатором того, чтобы Петербургская академия наук, а также гимназии и университеты усовершенствовали свою работу, внес идею, и в последующем стал организатором открытия Московского университета.
Основные концепции образования в России также были разработаны М. В. Ломоносовым. Под его руководствам были изданы первые учебники.
Императрица Екатерина II была в большой степени заинтересована сферой просвещения и воспитания. Для того, чтобы организовать образование в России, она привлекала гуманитариев из других крупных стран и деятелей российской культуры. В числе таких ученых были Янкович Ф.И. и Бецкой И.И. Янкович руководил созданием малых и больших народных училищ, а Бецкой был организатором ряда специализированных воспитательных и учебных учреждений.
При правлении Александра I и Николая I увеличилось количество всех существовавших к тому моменту видов школьных заведений. Произошло становление основ, содержания и идеологии образования в России, как в народных школах и интернатных учреждениях, так и в университетах и Академиях.
При этом в некотором смысле образование носило характер отчужденности, так как отличалось от традиционной для России культуры, прежде всего, это касалось православия. В будущем это повлияло на строй российской жизни, непосредственно произошли перемены в духовной и нравственной сфере.
Тенденции гуманистического развития педагогики XIX-XX века
Период с XIX по XX века пришелся на внесение существенных реформаций во всех сферах жизни. Национальное содержание образования, развитие системы образования для женщин, создание массовой народной школы, развитие высшего и профессионального образования - все это пришлось на указанное время.
К этому моменту существовало достаточно много видов учебных заведений, однако главная тенденция была направлена на создание национальной и единой школы. Яркое проявление данной тенденции прослеживалось в предложенном министром Игнатьевым П.Н. проекте реформы. Дальше в указанном направлении работало временное правительство. Оно предлагало осуществить создание единой системы образования в своих решениях, постановлениях и практических разработках, учитывая разные условия и модификации.
Также этот этап стал основоположником мощного общественного движения, которое начало приобретать все большую роль в образовании России, несмотря на то, что в некоторые периоды его деятельность затухала.
Власть, правящая в советское время, провозгласила право на образование всеобщим. Такие действия требовали формирования единой, трудовой, общеобразовательной школы. В последующем система образования в советский период характеризовалась в качестве эффективной, единой, гармонично выстроенной. Это позволило Советскому Союзу встать в один ряд с самыми просвещенными странами.
Политика в области педагогики в период перестройки (1980-е) склонялась к возрождению гуманистических тенденций. Основными принципами нового мышления педагогической сферы стали универсальности и практичность гуманизма. Основополагающими стали духовные интересы и ценности, которые формировали для личности гармоничность внутреннего мира, повышали сознание человеком себя. Результатом этого стал переход от прагматических потребностей к духовным, а также произошло возвышение личности.