Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы гуманистической педагогики

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Определение 1

Гуманистическая педагогика – это один из разделов общей педагогики, предполагающий организацию такого воспитательно-образовательного процесса, во главе которого стоит уважительное отношение к личности ребенка.

Сущность гуманистической педагогики заключается в следующем:

  • педагогический процесс, строится исходя из того, что ребенок должен восприниматься педагогом как единое целое;
  • каждый ребенок уникален, необходимо учитывать его особенности, возможности и потребности;
  • каждый ребенок открыт миру и новым знаниям, необходимо по максимуму использовать это в процессе воспитания и обучения детей;
  • жизнь ребенка должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;
  • все дети от природы наделены определенными талантами, педагогу необходимо уметь их рассмотреть и развить;
  • каждая личность наделена определенной свободой, уважение которой необходимо соблюдать во время педагогического процесса;
  • -ребенок – это активное, творческое, интенциальное существо.
Замечание 1

Гуманистическая педагогика делает упор на стремление личности к будущему, познанию нового, свободной реализации своих возможностей и потребностей, укреплению и развитию своего творческого потенциала, веры в себя и своего «Я».

Основы принципов гуманистической педагогики

Основой современной гуманистической педагогики является принцип демократии. Это связано с тем, что на сегодняшний день основной ценностью общества выступает индивидуальность каждого человека и предоставление ему возможностей для максимальной самореализации. В связи с чем, каждому человеку необходимо предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свое мнение, эмоции, мысли, а также демонстрировать свои возможности и умения.

Все принципы гуманистической педагогики основаны на уважении личности ребенка, ее прав и свобод. Проявление уважения к личности ребенка предполагает равноправие всех участников учебного процесса, то есть между педагогом и ребенком устанавливаются партнерские отношения.

«Принципы гуманистической педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем:

  1. Доверие со стороны педагога к ученикам, в каждом из которых он видит личность, со своими индивидуальными взглядами и интересами. Доверие между педагогом и учащимися устанавливается в тот момент, когда дети начинают чувствовать, что педагог видит и ценит их личные качества, относится к ним с истинным уважением.
  2. Проявление интереса к личности каждого учащегося. Заключается в том, что педагог с интересом относится к способностям, умениям и склонностям учеников.
  3. Принятие личности ученика. Состоит в том, что педагог принимает личность своего ученика полностью – внешний вид, речь, образ мышления, поведение, привычки, взгляды на жизнь и т.д.
  4. Создание атмосферы заинтересованности во время воспитательно-образовательного процесса. Заинтересованность проявляется не только в интересе к личности самого педагога, но и тем знаниями, которые он дает детям. Вызванный интерес способствует стимуляции и мотивации к воспитательно-образовательному процессу со стороны каждого ребенка.
  5. Недопущение унижения личности ребенка. Не при каких обстоятельствах педагог не должен позволять себе унижать личность ребенка. Недопустимо ни физическое, ни моральное унижение. Педагог значительно сильнее ребенка, как морально, так и физически. Нельзя применять свою силу против ребенка, так как тем самым педагог дает ребенку негативный «силовой прием», который он может взять на вооружение и использовать против слабых.
  6. Умеренная требовательность. Педагог должен применять умеренность в требованиях к ребенку, чтобы дать ему уверенность в собственных силах. Важным является то, что требования должны быть целесообразны знаниями ребенка и ни в коем случае не имели характер наказания. То есть любое требование должно быть озвучено в доброжелательной и уважительной форме.
  7. Оценка деятельность каждого ребенка. Оценка деятельность ребенка не должна осуществляться в виде каких-либо стандартов или с целью сравнения достижений разных детей. Оценка умений или деятельности ребенка осуществляется для того, чтобы показать, чего смог достичь ребенок на данном этапе, а к чему еще нужно стремиться. Оценивание должно быть справедливым и непредвзятым.

Система принципов гуманистической педагогики

Основные принципы гуманистической педагогики:

  • Принцип понимания. Понимание – это способ познания внутреннего мира и личности ребенка с помощью чувств и логики. Для реализации данного принципа педагог должен обладать рядом качеств: наблюдательность, сопереживание, умение правильно реагировать на слова и поступки детей, умение объективно оценивать способности и действия ребенка и т.д.
  • Принцип признания. Данный принцип заключается в том, что педагог должен принять и признать индивидуальность каждого ребенка, уметь считаться с его мнением, взглядами и позицией. Педагог может иметь отличное от ребенка мнение, но он не должен его отвергать или запрещать ребенку так мыслить. Ни в коем случае педагог не должен навязывать детям своего мнения, шаблонных или стандартных взглядов на ситуацию. Признание со стороны педагога – это не всегда принятие точки зрения ребенка, но это всегда вера в ребенка и его возможности, уважение его мнения. Только при наличии этого фактора, этапы взросления ребенка пройдут естественно, не оставив после себя комплексы, сформированные не правильным воспитанием.
  • Принцип принятия. Принятие - это принцип, в основу которого входит принятие ребенка, таким какой он есть. Педагог способен влиять на ученика, в том случае, если он искренне примет его своеобразность и желание быть собой. Основой таких отношений является доброжелательность сопереживание.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot