Понятие и сущность гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика – это один из разделов общей педагогики, предполагающий организацию такого воспитательно-образовательного процесса, во главе которого стоит уважительное отношение к личности ребенка.
Сущность гуманистической педагогики заключается в следующем:
- педагогический процесс, строится исходя из того, что ребенок должен восприниматься педагогом как единое целое;
- каждый ребенок уникален, необходимо учитывать его особенности, возможности и потребности;
- каждый ребенок открыт миру и новым знаниям, необходимо по максимуму использовать это в процессе воспитания и обучения детей;
- жизнь ребенка должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;
- все дети от природы наделены определенными талантами, педагогу необходимо уметь их рассмотреть и развить;
- каждая личность наделена определенной свободой, уважение которой необходимо соблюдать во время педагогического процесса;
- -ребенок – это активное, творческое, интенциальное существо.
Гуманистическая педагогика делает упор на стремление личности к будущему, познанию нового, свободной реализации своих возможностей и потребностей, укреплению и развитию своего творческого потенциала, веры в себя и своего «Я».
Основы принципов гуманистической педагогики
Основой современной гуманистической педагогики является принцип демократии. Это связано с тем, что на сегодняшний день основной ценностью общества выступает индивидуальность каждого человека и предоставление ему возможностей для максимальной самореализации. В связи с чем, каждому человеку необходимо предоставить возможность ощущать свою свободу, значимость и ценность для общества, развивать умение выражать свое мнение, эмоции, мысли, а также демонстрировать свои возможности и умения.
Все принципы гуманистической педагогики основаны на уважении личности ребенка, ее прав и свобод. Проявление уважения к личности ребенка предполагает равноправие всех участников учебного процесса, то есть между педагогом и ребенком устанавливаются партнерские отношения.
Уважение к личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе осуществляется путем:
- Доверие со стороны педагога к ученикам, в каждом из которых он видит личность, со своими индивидуальными взглядами и интересами. Доверие между педагогом и учащимися устанавливается в тот момент, когда дети начинают чувствовать, что педагог видит и ценит их личные качества, относится к ним с истинным уважением.
- Проявление интереса к личности каждого учащегося. Заключается в том, что педагог с интересом относится к способностям, умениям и склонностям учеников.
- Принятие личности ученика. Состоит в том, что педагог принимает личность своего ученика полностью – внешний вид, речь, образ мышления, поведение, привычки, взгляды на жизнь и т.д.
- Создание атмосферы заинтересованности во время воспитательно-образовательного процесса. Заинтересованность проявляется не только в интересе к личности самого педагога, но и тем знаниями, которые он дает детям. Вызванный интерес способствует стимуляции и мотивации к воспитательно-образовательному процессу со стороны каждого ребенка.
- Недопущение унижения личности ребенка. Не при каких обстоятельствах педагог не должен позволять себе унижать личность ребенка. Недопустимо ни физическое, ни моральное унижение. Педагог значительно сильнее ребенка, как морально, так и физически. Нельзя применять свою силу против ребенка, так как тем самым педагог дает ребенку негативный «силовой прием», который он может взять на вооружение и использовать против слабых.
- Умеренная требовательность. Педагог должен применять умеренность в требованиях к ребенку, чтобы дать ему уверенность в собственных силах. Важным является то, что требования должны быть целесообразны знаниями ребенка и ни в коем случае не имели характер наказания. То есть любое требование должно быть озвучено в доброжелательной и уважительной форме.
- Оценка деятельность каждого ребенка. Оценка деятельность ребенка не должна осуществляться в виде каких-либо стандартов или с целью сравнения достижений разных детей. Оценка умений или деятельности ребенка осуществляется для того, чтобы показать, чего смог достичь ребенок на данном этапе, а к чему еще нужно стремиться. Оценивание должно быть справедливым и непредвзятым.
Система принципов гуманистической педагогики
Основные принципы гуманистической педагогики:
- Принцип понимания. Понимание – это способ познания внутреннего мира и личности ребенка с помощью чувств и логики. Для реализации данного принципа педагог должен обладать рядом качеств: наблюдательность, сопереживание, умение правильно реагировать на слова и поступки детей, умение объективно оценивать способности и действия ребенка и т.д.
- Принцип признания. Данный принцип заключается в том, что педагог должен принять и признать индивидуальность каждого ребенка, уметь считаться с его мнением, взглядами и позицией. Педагог может иметь отличное от ребенка мнение, но он не должен его отвергать или запрещать ребенку так мыслить. Ни в коем случае педагог не должен навязывать детям своего мнения, шаблонных или стандартных взглядов на ситуацию. Признание со стороны педагога – это не всегда принятие точки зрения ребенка, но это всегда вера в ребенка и его возможности, уважение его мнения. Только при наличии этого фактора, этапы взросления ребенка пройдут естественно, не оставив после себя комплексы, сформированные не правильным воспитанием.
- Принцип принятия. Принятие - это принцип, в основу которого входит принятие ребенка, таким какой он есть. Педагог способен влиять на ученика, в том случае, если он искренне примет его своеобразность и желание быть собой. Основой таких отношений является доброжелательность сопереживание.