Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Истоки гуманистических идей педагогики

Зарождение гуманистических идей педагогики

Истоками зарождения гуманистических идей педагогики послужили изменения в области обучения и воспитания детей, которые являются основными понятиями в работе с детьми. Обучение и воспитание детей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, так как невозможно обучение без воспитания и невозможно полноценное воспитание без обучения. Во все времена ученые-педагоги не противопоставляли эти два процесса друг друга, равно как и не умаляли значимость какого-то одного из них перед другими.

Замечание 1

Таким образом, процессы воспитания и обучения являются одними из основополагающих процессов становления и развития личности ребенка. Исходя из этого, основой педагогического процесса является личность ребенка.

Исследования ученых, философов, антропологов и педагогов в итоге привели к тому, что была сформулирована гуманистическая идея педагогики, суть которой заключается в развитии разностороннее развитой личности. Основой воспитательно-образовательного процесса, согласно гуманистической педагогике, выступает личность, соблюдение ее прав и свобод, равноправия в процессе обучения, а также уважения ко всем участникам процесса.

Замечание 2

Ведущая идея гуманистической педагогики состоит в том, что в основе педагогической профессии в первую очередь лежит любовь к ребенку и его природе.

Возникновение гуманности относится к эпохе Античности, где она впервые возникала как мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости и свободы собственной воли. Именно в это время впервые зарождается мысль гуманного отношения к детям, как к потенциалу человечества. Гуманизация отношения к процессу воспитания и обучения во многом определяется тем, что каждый взрослый имеет над ребенком превосходство как физическое, так и умственное. Данное превосходство недопустимо использовать против ребенка или с целью его унижения. Каждый педагог должен использовать свое превосходство во благо развития и воспитания ребенка, опираясь на педагогическую мудрость и мастерство.

«Истоки гуманистических идей педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, истоки гуманизации педагогического процесса выходят из того, что воспитание детей – это ответственный процесс по подготовке подрастающего поколения, которое должно во многом быть лучше настоящего, усвоить только положительные черты. Для достижения данной цели, процесс воспитания и отношения к личности ребенка должен быть гуманизирован, необходимо исключить авторитаризм и унижение личности воспитанников.

Первые положения гуманистической педагогики

Положения, которые были сформулированы первыми учеными-педагогами, стоящими у истоков гуманизации педагогики, являются актуальными и на сегодняшний день:

  1. Семья. Первым и основным местом, где закладывается основа формирования личности, является его семья. Каждый родитель, в процессе воспитания ребенка, должен понимать, что дети - это отражение поведения и поступков взрослого. В первую очередь родители должны закладывать в ребенка основы нравственности и морали.
  2. Личность педагога. Вторым немаловажным положением является личность воспитателя (учителя). В процессе взаимодействия педагога и ребенка, черты личности педагога накладывают определенный отпечаток на личность воспитанника. Именно поэтому к педагогу предъявляются особенные требования, не только к его знаниям, но к моральному облику, поведению в обществе и т.д.
  3. Ребенок рождается ни добрым, ни злым, от взрослого зависит, каким он будет. Именно поэтому, важна гуманизация процесса воспитания ребенка. Ребенок, воспитанный на основах гуманизма вырастет добрым, сочувствующим, понимающим чужую боль человеком.
  4. Учет склонности ребенка к познавательной и исследовательской деятельности. Все дети имеют разные способности к учебе. Педагог должен учитывать возможности и потребности ребенка и направлять его развитие в соответствии с ними.
  5. Относится к личности ребенка бережно и с уважением. Любое унижение личности ребенка, как физическое, так и психологическое недопустимо в процессе воспитания.
  6. Образование должно быть доступно для всех, независимо от социального уровня, положения в обществе и т.д. Это является одним из важнейших залогов гуманистического общества.

Гуманистические идеи педагогики, зародившиеся в разных культурах

Истоки гуманистических идей педагогики наблюдаются в различных культурах, имея при этом свои характерные особенности.

Страны Востока. Идея гуманистической педагогики, зародившаяся в странах Востока, основана на передачи жизненного и духовного опыта от педагога к ребенку, непосредственно в процессе их личного взаимодействия.

Страны Античного мира. Первые гуманистические идеи педагогики зародились в системе воспитания Древней Греции. Основателями гуманистического похода выступали Платон и Аристотель, которые считали, что главным в воспитании является развитие гармоничной личности.

Страны Христианского мира. Большое влияние на появление и развитие гуманистических идей педагогики оказала религия, которая априори признает гуманистическое отношение к личности каждого человека, а особенно к личности ребенка.

Помимо религии, разработкой и внедрением гуманистических идей в педагогику занимались такие педагоги как Я. А. Коменский, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский, которые определяли личность ребенка как основу воспитательно-образовательного процесса.

На современном этапе существования и развития идей гуманизации большое влияние оказывают синтетические идеи античности и христианства. На сегодняшний день гуманистические идеи педагогики находятся в поиске новых образовательных и воспитательных моделей.

Замечание 3

Таким образом, корни гуманистической идеи педагогики уходят во времена Античности, именно там впервые задались вопросом о значении личности ребенка в процессе воспитания, о том какое влияние оказывает воспитательный процесс и личность воспитателя на ребенка. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса основана на уважении личности ребенка, его полноценном и всестороннем развитии.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot