Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это обязательный экзамен, который сдают учащиеся государственных учебных заведений после завершения освоения образовательной программы по конкретной дисциплине.
Данная аттестация ориентирована на проверку усвоения учащимися знаний и формирования навыков деятельности в конкретной учебной области. После ее прохождения учащимся дается документ, подтверждающий прохождение ими обучения и получение квалификации определенного уровня.
Необходимость прохождения ГИА по истории
Прохождение итоговой аттестации по истории является обязательным для учащихся средней общеобразовательной школы в случае их дальнейшего обучения в гуманитарных вузах на факультетах туризма, юриспруденции, торговых отношений, международных отношений, политологии, социологии, гостиничного дела и т.д.
Данная аттестация предполагает сдачу экзаменов при завершении обучения в 9 и 11 классах.
История не является обязательным предметом аттестации учащихся ни в 9-ом, ни в 11-ом классах. Она сдается только теми учащимися, которым необходим этот предмет для дальнейшего поступления на специальности гуманитарной направленности.
В настоящее время планируется ввести сдачу экзамена по истории в качестве предварительного этапа перед прохождением ОГЭ и ЕГЭ в качестве допуска к сдаче этих экзаменов.
Необходимость прохождения итоговой аттестации по истории обусловлена следующими обстоятельствами:
- Необходимость повышения качества исторического образования подрастающего поколения;
- Тенденции роста интереса к социальным событиям, историческим объектам, процессам и явлениям;
- Расширение и углубление исторических знаний народа;
- Развитие исторической науки, как отечественной, так и зарубежной и усиление ее влияния на развитие государства.
Все эти обстоятельства способствуют введению экзамена по истории в качестве обязательного. В настоящее время он не является обязательным и сдается только теми учащимися, которым он необходим для дальнейшего обучения.
Содержание ГИА по истории
Обязательный экзамен по истории сдается в виде прохождения тестирования. Оно состоит из трех частей. Каждая часть включает в себя задания разного уровня сложности:
- Задания базового уровня сложности. Они включают в себя определенное количество вопросов с вариантами ответов, на которые необходимо выбрать единственно верный. Количество вопросов разниться в зависимости от класса, по завершению которого сдается экзамен – 9 или 11.
- Задания повышенного уровня сложности. Они предполагают ответы на вопросы без наличия вариантов, решение упражнений. Ответы на вопросы данного типа носят развернутый характер.
- Задания высокого уровня сложности. Они носят творческий характер и предполагают написание эссе, освещение какого-то исторического события, проведение его анализа и разбора и т.д. Такие задания требуют полноценного освоения образовательной программы по истории и наличия дополнительных исторических знаний т.е. требуют самостоятельного исследования исторических тем.
Темы, входящие в итоговую аттестацию, так же зависят от периода ее прохождения. По завершению девятилетнего обучения учащиеся сдают экзамен, охватывающий события от древнейших времен до XX века. В экзамен 11 класса входят события от древнейших времен до современности, т.е. XX век, также включен в содержание экзамена.
Следует отметить, что задания, входящие в итоговую аттестацию, распределяются по охвату содержания курса истории. Так, выделяют следующие типы заданий:
- Задания, затрагивающие всеобщую историю, охватывающие весь исторический период т.е. с древних времен до наших дней (или до XX столетия при сдаче ОГЭ).
- Задания для проверки усвоения истории и исторических событий в одном из трех периодов: с древности до конца XV века, XVI-XVII века, XVIII-XX – XXI века.
- Задания, охватывающие события одного из рассмотренных исторических периодов.
- Задания, затрагивающие аспекты истории культуры.
- Задания, охватывающие события национальной или зарубежной истории.
Следует также отметить, что в итоговую аттестацию по истории входят задания по картам. Они предполагают рассмотрение и описание исторических событий по предложенным картам. Это могут быть военные события, передвижения народов, создание государств. Задания могут быть различными: необходимость написания имени полководца, даты события, места его прохождения и т.д.
Еще одним видом заданий экзамена истории являются аналитические задания. Они ориентированы на сопоставление исторических фактов с предложенными данными.
Методика подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории
Подготовка учащихся к успешному прохождению аттестации по истории реализуется в опоре на следующие принципы:
- Осуществление подготовки высокой сложности, высокой степени трудности для учащихся.
- Развитие навыков понимания поставленных вопросов. Учащиеся должны научиться понимать то, что от них требуется и отвечать строго на поставленный вопрос. Для этого применяются специальные упражнения, позволяющие отработать навыки восприятия вопросов и строго ответа на них.
- Тренировка выполнения однотипных заданий, входящих в экзамен в течение определенного временного промежутка. Этот период занимает около одного-двух лет.
- Уделение повышенного внимания сложным заданиям. Необходим их детальный разбор на уроках с анализом и отработкой навыков решения заданий данного типа.
- Обеспечение психологической подготовки к экзамену. Психологическая готовность к сдаче экзамена определяет 70 % успешного прохождения аттестации.
Опора на данные принципы делает процесс подготовки более плодотворным, а сдачу экзамена более успешной.
Для подготовки к экзамену используются разнообразные учебные пособия, методические материалы и тестовые задания, ориентированные на тренировку их выполнения.
Кроме того, необходимо уделить особое внимание созданию у учащихся психологического настроя на успех. Он дает уверенность в своих силах и позволяет достичь поставленной цели при прохождении аттестации.