Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Государственная итоговая аттестация по истории: назначение и содержание

Определение 1

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это обязательный экзамен, который сдают учащиеся государственных учебных заведений после завершения освоения образовательной программы по конкретной дисциплине.

Данная аттестация ориентирована на проверку усвоения учащимися знаний и формирования навыков деятельности в конкретной учебной области. После ее прохождения учащимся дается документ, подтверждающий прохождение ими обучения и получение квалификации определенного уровня.

Необходимость прохождения ГИА по истории

Прохождение итоговой аттестации по истории является обязательным для учащихся средней общеобразовательной школы в случае их дальнейшего обучения в гуманитарных вузах на факультетах туризма, юриспруденции, торговых отношений, международных отношений, политологии, социологии, гостиничного дела и т.д.

Данная аттестация предполагает сдачу экзаменов при завершении обучения в 9 и 11 классах.

История не является обязательным предметом аттестации учащихся ни в 9-ом, ни в 11-ом классах. Она сдается только теми учащимися, которым необходим этот предмет для дальнейшего поступления на специальности гуманитарной направленности.

В настоящее время планируется ввести сдачу экзамена по истории в качестве предварительного этапа перед прохождением ОГЭ и ЕГЭ в качестве допуска к сдаче этих экзаменов.

Необходимость прохождения итоговой аттестации по истории обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. Необходимость повышения качества исторического образования подрастающего поколения;
  2. Тенденции роста интереса к социальным событиям, историческим объектам, процессам и явлениям;
  3. Расширение и углубление исторических знаний народа;
  4. Развитие исторической науки, как отечественной, так и зарубежной и усиление ее влияния на развитие государства.

Все эти обстоятельства способствуют введению экзамена по истории в качестве обязательного. В настоящее время он не является обязательным и сдается только теми учащимися, которым он необходим для дальнейшего обучения.

«Государственная итоговая аттестация по истории: назначение и содержание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание ГИА по истории

Обязательный экзамен по истории сдается в виде прохождения тестирования. Оно состоит из трех частей. Каждая часть включает в себя задания разного уровня сложности:

  1. Задания базового уровня сложности. Они включают в себя определенное количество вопросов с вариантами ответов, на которые необходимо выбрать единственно верный. Количество вопросов разниться в зависимости от класса, по завершению которого сдается экзамен – 9 или 11.
  2. Задания повышенного уровня сложности. Они предполагают ответы на вопросы без наличия вариантов, решение упражнений. Ответы на вопросы данного типа носят развернутый характер.
  3. Задания высокого уровня сложности. Они носят творческий характер и предполагают написание эссе, освещение какого-то исторического события, проведение его анализа и разбора и т.д. Такие задания требуют полноценного освоения образовательной программы по истории и наличия дополнительных исторических знаний т.е. требуют самостоятельного исследования исторических тем.

Темы, входящие в итоговую аттестацию, так же зависят от периода ее прохождения. По завершению девятилетнего обучения учащиеся сдают экзамен, охватывающий события от древнейших времен до XX века. В экзамен 11 класса входят события от древнейших времен до современности, т.е. XX век, также включен в содержание экзамена.

Следует отметить, что задания, входящие в итоговую аттестацию, распределяются по охвату содержания курса истории. Так, выделяют следующие типы заданий:

  1. Задания, затрагивающие всеобщую историю, охватывающие весь исторический период т.е. с древних времен до наших дней (или до XX столетия при сдаче ОГЭ).
  2. Задания для проверки усвоения истории и исторических событий в одном из трех периодов: с древности до конца XV века, XVI-XVII века, XVIII-XX – XXI века.
  3. Задания, охватывающие события одного из рассмотренных исторических периодов.
  4. Задания, затрагивающие аспекты истории культуры.
  5. Задания, охватывающие события национальной или зарубежной истории.

Следует также отметить, что в итоговую аттестацию по истории входят задания по картам. Они предполагают рассмотрение и описание исторических событий по предложенным картам. Это могут быть военные события, передвижения народов, создание государств. Задания могут быть различными: необходимость написания имени полководца, даты события, места его прохождения и т.д.

Еще одним видом заданий экзамена истории являются аналитические задания. Они ориентированы на сопоставление исторических фактов с предложенными данными.

Методика подготовки учащихся к сдаче ГИА по истории

Подготовка учащихся к успешному прохождению аттестации по истории реализуется в опоре на следующие принципы:

  1. Осуществление подготовки высокой сложности, высокой степени трудности для учащихся.
  2. Развитие навыков понимания поставленных вопросов. Учащиеся должны научиться понимать то, что от них требуется и отвечать строго на поставленный вопрос. Для этого применяются специальные упражнения, позволяющие отработать навыки восприятия вопросов и строго ответа на них.
  3. Тренировка выполнения однотипных заданий, входящих в экзамен в течение определенного временного промежутка. Этот период занимает около одного-двух лет.
  4. Уделение повышенного внимания сложным заданиям. Необходим их детальный разбор на уроках с анализом и отработкой навыков решения заданий данного типа.
  5. Обеспечение психологической подготовки к экзамену. Психологическая готовность к сдаче экзамена определяет 70 % успешного прохождения аттестации.

Опора на данные принципы делает процесс подготовки более плодотворным, а сдачу экзамена более успешной.

Для подготовки к экзамену используются разнообразные учебные пособия, методические материалы и тестовые задания, ориентированные на тренировку их выполнения.

Кроме того, необходимо уделить особое внимание созданию у учащихся психологического настроя на успех. Он дает уверенность в своих силах и позволяет достичь поставленной цели при прохождении аттестации.

Дата последнего обновления статьи: 03.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot