Основные функции социальной педагогики
Социальная педагогика, как и любая другая наука выполняет целый ряд разноплановых функций:
- диагностическая, или оценочная – диагностика социальных элементов в личности, социальных особенностей той или иной группы, социально-педагогическая экспертиза деятельности учреждений и организаций, документов, отдельных специалистов, анализ и оценка различных факторов социума и процессов, в нем протекающих;
- научная – изучение процессов социализации человека, закономерностей его социального развития, влияние факторов окружающей среды на становление человека, разработка теоретической базы, определяющей социально-педагогические явления;
- прогностическая – выявление ближайших и отдаленных перспектив развития социально-педагогических процессов, проявлений в социуме человека со всеми его индивидуальными особенностями, возможностей наиболее целесообразного на них воздействия;
- объяснительная – описание различных социально-педагогических процессов и явлений, возможностей преобразования и условий их существования;
- адаптационная – стимулирование человека к вхождению в социальную среду с учетом его индивидуальностей;
- преобразующая – адекватное и наиболее целесообразное изменение педагогических отношений, педагогической реальности, сути содержания социально-педагогической деятельности, учебно-воспитательный процесс;
- коррекционная – направленная деятельность по коррекции социально-педагогического процесса развития и воспитания подрастающего поколения, процесса воспитательной деятельности воспитателей, педагогов и родителей;
- реабилитационная – направленная деятельность по восстановлению индивидуальных способностей и возможностей человека к воспитанию, развитию, профессиональной деятельности;
- мобилизационная – направленная деятельность по активизации на определенные поступки и действия усилий группы и человека;
- защитно-профилактическая – направленная деятельность по преодолению и предупреждению разного рода социальных отклонений в личности и/ или группе;
- управленческая – направленная деятельность по управлению процессом социального развития личности, а также социально-педагогических процессов и явлений в коллективе или группе;
- образовательная – исследование методики, содержания социально-педагогической деятельности, обеспечение для нее подготовки квалифицированных кадров.
Функции социального педагога
В своей профессиональной деятельности социальный педагог выполняет разные функции - различные по характеру, относительно самостоятельные, тесно взаимосвязанные виды деятельности, обеспечивающие в совокупности достижение поставленных целей и получение качественных результатов в социально-педагогической деятельности.
Данные функции указываются для каждой конкретной социальной службы в соответствующих должностных инструкциях.
К числу наиболее распространенных и общепризнанных, определяемых большинством исследователей социальной педагогики относятся следующие функции:
- диагностическая – исследование медико-психолого-педагогических характеристик личности ребенка, ближайшего окружения, стилей воспитания, условий жизни, характера социальных проблем и постановке на основании всего этого «социального диагноза»;
- образовательно-воспитательная – целенаправленное педагогическое влияние на деятельность и поведение подрастающего поколения, семьи, ближайшего окружения с целью привлечения всех воспитательных возможностей и средств общества и микросреды;
- организационная – обеспечение разных видов социально-значимой деятельности (учебной, трудовой, досуговой, спортивной и т.д.), направленных формирование и дальнейшее развитие творческого потенциала личности, социальных инициатив, семейного досуга, реализацию социально-педагогических программ и социальных проектов, участие в их разработке, утверждении, содействие в организации социальных служб по месту жительства;
- прогностическая – предвидение развития процессов, событий, которые происходят в семье, коллективе, группе людей, прогнозирование результатов социального развития ребенка; выработка конкретных моделей социального поведения; прогнозирование развития микросоциума;
- предупредительно-профилактическая – приведение в действие и учет социально-правовых, психологических и юридических механизмов преодоления и предупреждения негативных явлений; правовое просвещение подрастающего поколения; проведение работ по профилактике ЗОЖ; содействие в подготовке молодых людей к семейной жизни;
- коррекционно-реабилитационная, или социально-терапевтическая – предоставление нуждающимся социотерапевтической помощи, коррекция девиантного поведения детей и подростков, коррекция стилей поведения, межличностных отношений, семейного воспитания; помощь ребенку в социальной реабилитации и адаптации;
- организационно-коммуникативная – активизация разного рода служб и ведомств по совместному решению проблем отдельной семьи, положения в этой семье конкретного ребенка; осуществление взаимодействия между детьми и подростками и семьей, педагогическим коллективом, специалистами социальных ведомств и служб (образовательных, медицинских, культурных, правовых, спортивных учреждений), общественных и благотворительных организаций, административных органов; посредничество в конфликтных ситуациях; содействие в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, льготами и социальными пособиями; вовлечение в социальную работу волонтеров;
- правозащитная, или охранно-защитная – применение правовых актов и законов, направленных на поддержку и оказание помощи детям и подросткам, их семьям, с целью защиты гражданских и имущественных прав; отстаивание финансовых и юридических интересов перед общественными, государственными, производственными структурами;
- организационно-методическая – осуществление аналитической работы с организационными, нормативными и др. документами; подготовка методических материалов и т.д.
Основная, образовательно-воспитательная функция социального педагога предполагает: осуществление социально-педагогического сопровождения воспитательного и образовательного процессов у ребенка, имеющего какие-либо проблемы; патронаж семей групп риска и неблагополучных семей, проведение работы с ближайшими родственниками ребенка, будущими усыновителями, опекунами; педагогическое просвещение; осуществление информационных, консультационных, образовательных услуг по обеспечению заинтересованных лиц информацией по вопросам социальной защиты; обучение детей и родителей социальным умениям и знаниям; формирование у родителей педагогической культуры; проведение профориентационной работы.
Виды социальной помощи
При осуществлении функций социальной педагогики и в процессе профессиональной деятельности социальных педагогов оказываются различного рода виды социальной помощи:
- социально-информационная;
- социально-правовая;
- социально-реабилитационная;
- социально-бытовая;
- социально-экономическая;
- медико-социальная;
- социально-психологическая;
- социально-образовательная.