Урочные и неурочные формы организации занятий физическими упражнениями
Успешность решения задач физического развития детей, может быть достигнута только в условиях вовлечения детей в занятия физическими упражнениями в разных формах, позволяющих получить максимальный педагогический и оздоровительный эффект.
Различные формы занятий имеют несколько характерных признаков. В связи с этим одни и те же формы могут быть представлены в разных классификациях.
В образовательной практике целесообразно разделять эти формы на основании признака организации процессов обучения и воспитания. На основании данного признака выделяют урочные и неурочные формы.
К урочным формам относят:
- занятия физкультурой;
- дополнительные занятия физическими упражнениями – физкультурные кружки и секции, совместные занятия детей с родителями физическими упражнениями.
Неурочные формы состоят из:
- физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня – утренней гимнастики, физминуток, физических упражнений и подвижных игр между занятиями, физических упражнений и подвижных игр во время прогулок;
- физкультурно-массовых мероприятий;
- индивидуальных занятий;
- самостоятельных занятий детей (в группе, на прогулке, домашние задания).
К основным признакам урочных форм организации занятий, например, физкультурным занятиям, относят:
- квалифицированное педагогическое руководство;
- содержание занятий имеет установки на реализацию системы взаимосвязанных педагогических задач, определенных программой;
- обоснованную структуру и четко ограниченные временные рамки;
- оценку результатов деятельности;
- систематическое проведение занятий в соответствии со стабильным расписанием;
- стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.
Неурочные формы организации занятий не имеют всех признаков и не могут полностью решить задач образования дошкольников в сфере физической культуры.
Особая форма занятий физкультурно-оздоровительной работой в детских учреждениях представлена днями здоровья. В эти дни отменяются все обучающие занятия, режим дня насыщают двигательной активностью детей, самостоятельными подвижными играми, музыкальными занятиями и танцами. Максимально удлиняют время пребывания детей на открытом воздухе в осенне-зимний период, а в теплое время года – все мероприятия проводят на улице.
Основная форма занятий физкультурой с детьми – непосредственные физкультурные занятия. Такая форма работы – ведущая для формирования правильных двигательный умений и навыков, создания благоприятных условий по усвоению общих положений и закономерностей выполнения физических упражнений, помогающих развивать разносторонние способности детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всей группой детей дают возможность обеспечивать сознательное усвоение материала.
Индивидуальная работа с детьми
Каждый ребенок индивидуален, обладает своими особенностями нервной системы, телосложения и психофизического развития. Индивидуальные особенности детей оказывают воздействие на усвоение ими двигательных умений и навыков, отношение к окружающим обстоятельствам.
Важную роль в индивидуальной работе с детьми отводят медико-педагогическим наблюдениям, позволяющим учесть показатели силы, уравновешенности и подвижности нервной системы для составления программы.
Показателями силы выступают:
- уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах;
- скорость восстановления работоспособности после утомления;
- преодоление трудностей, инициативность и активность на занятиях и в играх;
- быстрота овладения двигательными навыками, двигательная активность и эмоциональный тонус.
Показатели уравновешенности нервных процессов – ровное спокойное настроение ребенка, доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях, равномерное протекание деятельности.
Подвижность нервных процессов характеризуется:
- легкостью перехода к различным видам деятельности;
- быстротой привыкания к новой обстановке;
- быстротой засыпания и пробуждения;
- способностью быстро двигаться.
Чтобы осуществить индивидуальный подход в применении различных средств физического воспитания, выделяют две категории детей:
- основная группа – здоровые дети не имеют никаких медицинских и педагогических противопоказаний, им рекомендованы занятия в полном объеме программы воспитания в ДОУ;
- ослабленная группа –детям противопоказаны интенсивные физические занятия и потому им рекомендованы временные ограничения в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.
Воспитателем фиксируются склонности ребенка, его способность к определенному типу движений. Учитывая эти особенности, педагог составляет индивидуальную программу развития ребенка, воспитания его психофизических качеств и способностей. При составлении такого плана индивидуальной работы, воспитателем учитываются его двигательные интересы.
Воспитатель предлагает ребенку выполнять различные задания: вспомнить и выполнить то или иное упражнение, организовать знакомые ему подвижные игры, привлекать при этом на ведущие роли как активных детей, так и стеснительных.
С детьми проводят также коррекционную работу, направленную на исправление дефектов стопы и осанки, улучшение психофизических качеств и двигательных действий. Для этого педагог проводит демонстрацию и объяснение выполнения упражнения, проводит дополнительную ориентировку в действиях, а также стремится активизировать сознательное и творческое отношение к движению. Важную роль отводят развитию моторики рук и ручной умелости.
Иными словами, систематическое проведение индивидуальной работы с отдельными детьми или с небольшими группами детей помогает им развить физические и личностные качества.