Понятие аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников – это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогического работника.
На сегодняшний день в разных областях образовательной деятельности широко применяют ряд различных процедур аттестации сотрудников, используют рейтинговые принципы учета личных достижений. Все это необходимо, чтобы повышать качество деятельности, соответствующей решаемым задачам. Аттестация - это важный инструмент развития педагога, а не просто самостоятельный акт оценки.
Совершенствование целостной системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров - актуальная проблема, что объясняется необходимостью повысить качество подготовки выпускников общеобразовательных школ в условиях современных процессов глобализации и интеграции национальных экономик, а также необходимостью обеспечить инновационные процессы в общеобразовательных учреждениях при создании единого образовательного пространства.
Усовершенствованной технологией аттестации отражен механизм в который включено большинство учреждений и педагогов на разных уровнях исследовательской работы. Такая модель аттестации помогает:
- создать благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованности и внимания к достижениям каждого ребенка;
- выявлять профессиональную компетентность педагогов, делать уровень профессионализма каждого педагога очевидным для самого педагога и для окружающих;
- наметить пути и перспективы профессионального развития педагогов.
Система аттестации – один из механизмов мобилизации внутренних ресурсов системы образования, оптимизации организационных форм, механизмов экономики и управления, а также использования различных форм обновления системы профессионального образования.
Цель новой системы аттестации педагогических работников – стимулировать процесс повышения качества образования посредством обеспечения карьерного роста педагогов, достигших в своей работе отличных результатов.
Выделяют несколько условий достижения цели аттестации педагогических работников:
- основание аттестации – реальный результативный эффект работы педагога, которая понимается в соответствии с современными взглядами на качество образования;
- результат аттестации должен значительно отражаться на определении уровня базовой части оплаты труда педагога. Это значит, что предмет аттестации – это способность педагога работать на определенном, качественно заданном уровне результативности, а уровень этот необходимо прописать посредством характеристик достижений учащихся и создаваемых педагогических условий;
- для большей объективности аттестации педагогов процедура ее проведения должна быть прозрачной и открытой, это достигается благодаря возможности участвовать в ней представителям общественности и независимым экспертам.
Этапы проведения аттестации педагогических работников
В процессе аттестации педагогических работников выделяют несколько этапов:
- подготовка работодателем представления на аттестуемого педагогического работника, которое состоит из всесторонней и объективной оценки профессиональных и деловых качеств педагогического работника; результаты профессиональной деятельности; информация о пройденных курсах повышения квалификации; результаты предыдущих аттестаций;
- письменное информирование педагогического работника, идущего на аттестацию, работодателем, о том, когда и где будет проведено квалификационное испытание, не позднее месяца до ее начала;
- проведение письменного этапа квалификационного испытания;
- подготовка заключения экспертной комиссией по результатам выполнения заданий, которые включены в квалификационное испытание;
- решение о соответствии занимаемой должности аттестационной комиссией, состоящей и их представителей профсоюзных организаций.
Комиссия может принять одно из следующих решений:
- соответствие занимаемой должности с указанием должности работника;
- не соответствие занимаемой должности с указанием должности работника. При необходимости аттестационная комиссия заносит в аттестационный лист рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности, о необходимости повышать квалификацию, указывая специальность и другие рекомендации;
- утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом органа исполнительной власти, которым осуществляется управление в области образования;
- направление аттестационного листа и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, который осуществляет управление в области образования, работодателю педагогического работника не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией, чтобы ознакомить с ним работника под роспись в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
- представление информации в аттестационную комиссию работодателем, касательно выполнения рекомендаций, указанных в аттестационном листе, если они есть.
Чтобы установить соответствие требованиям, которые предъявляются к первой и высшей квалификационным категориям, необходимо определить уровень квалификации педагогических кадров.
Определение уровня квалификации состоит из нескольких последовательных ступеней:
- предварительный этап – предполагает подготовку и подачу заявления педагогическим работником, содержащего обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию (первую или высшую);
- экспертная оценка или самооценка педагогической деятельности – важнейший целевой ориентир и основание для оценки уровня квалификации педагога в соответствии с принятым порядком аттестации педагогических работников;
- принятие решения о соответствии требованиям первой или высшей квалификационной категории – решение оформляется по протоколу и должно быть занесено в аттестационный лист педагогического работника.