Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения эстетического отношения к миру

Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями зрения

Определение 1

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения – это формирование у них представлений о мировом устройстве, а также передача детям системы знаний о мировой культуре, эстетических нормах, художественном вкусе, народном творчестве, развитие у них умений видеть красоту в каждом явлении и объекте окружающего мира, посредством специализированных форм и методов его восприятия.

Люди, имеющие нарушение зрения отличаются особенностями работы мыслительных процессов и познавательной деятельности. В этой связи для них характерны особое восприятие окружающего мира, и его эстетическое освоения.

Чтобы эффективно организовать процесс эстетического воспитания ребенка с нарушениями зрения, необходимо составить связь между процессами познания и эстетическим освоением мира ребенком. Эстетическое восприятие неразрывно связано с познавательной деятельностью. Это проявляется в том, что у ребенка нарушается чувственное восприятие, а при его отсутствии, невозможна нормальная игровая, учебная, трудовая и познавательная деятельность.

В любом виде человеческой деятельности происходит взаимодействие между понятийным и чувственным началом. Какое-то из них может преобладать, но полное отсутствие одного из них невозможно.

Поэтому, эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Они проявляются в следующих моментах:

  1. Основным условием эстетического воспитания и его эффективности является развитие у детей восприятия формы окружающих объектов и предметов и понимания значения формообразующих элементов. Эти знания имеют важное значение, как для познания ребенком окружающего мира, так и для его эстетического восприятия. Знакомство с формами предполагает понимание ребенком симметрии и композиции, восприятия ритма, пластики и контраста. Симметрия особенно важна для понимания устройства и функционирования окружающего мира. Симметрия проявляется во всех процессах и явлениях окружающего мира: природе, технике, искусстве.
  2. Обучение ребенка использованию иных органов чувств и анализаторов для эстетического восприятия окружающего мира, восхищения его красотами, наслаждения и удовлетворения эстетических потребностей. Ознакомление ребенка с методами и приемами восприятия окружающего мира.
  3. Правильная организация быта ребенка. Необходимо поддерживать чистоту и порядок, гармонично расположить объекты в помещении, сопоставить их по цвету и форме, организовать удобное рабочее и игровое пространство.
  4. Создание условий, исключающих изолированность ребенка с нарушением зрения от окружающего мира. Ребенок должен полноценно взаимодействовать с ним, участвовать в его процессах.
  5. Приобщение детей со зрительными нарушениями к разнообразным видам искусства. Можно организовать музыкальные занятия, освоить технику пальчикового рисования, организовать театральную деятельность и т.д.
  6. В ДОУ должны быть организованы разнообразные формы эстетического воспитания. Это позволит развить эстетический вкус у большего количества детей, поскольку единая методика не дает одинакового воспитательного эффекта.
  7. Выработка у детей с нарушениями зрения эстетической отзывчивости, посредством применения коррекционных воспитательных методик.
  8. Постоянная смена деятельности на занятиях в силу быстрой утомляемости детей.
«Формирование у старших дошкольников с нарушением зрения эстетического отношения к миру» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коррекционные методики эстетического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

Одним из важных направлений коррекционной работы по воспитанию эстетического вкуса ребенка, имеющего зрительные нарушения, является формирование у ребенка умения воспринимать окружающий мир различными приемами и способами, не требующими визуального восприятия.

Существует несколько основных направлений коррекционной воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Развитие у слабовидящих детей представлений о внешнем виде объекта. Для этого применяются разнообразные компенсаторные приемы, детям прививаются знания о цветах, формах, размерах и иных характеристиках объектов окружающего мира. Ребенок обучается улавливать и представлять силуэты объектов, замечать визуально или наощупь (в зависимости от степени зрительного нарушения) очертания предметов. Детям даются представления об устройстве различных объектов, их деталях, динамике в пространстве и восприятии движущегося объекта окружающего мира.
  2. Развитие мышления слабовидящего ребенка. Здесь предполагается работать над расширением словарного запаса ребенка, развивать образность речи. Также, дети учатся отличать объекты друг от друга по значимым характеристикам или методами сравнения.
  3. Развитие умений классифицировать объекты и предметы. Дети учатся разделять объекты на группы, классифицировать их по различным основаниям.
  4. Развитие у детей полисенсорных навыков восприятия. Предполагается обучить слабовидящего ребенка применению охранных анализаторов для узнавания различных объектов, их выделения в окружающем мире, определять их назначение и основные параметры.
  5. Формирование умений использовать свои знания, умения и понятия в практической жизнедеятельности.
  6. Обязательные физические занятия и гимнастика для глаз. С детьми, имеющими зрительные отклонения необходимо ежедневно проводить занятия по физической культуре и выполнять зрительную гимнастику по нескольку раз в день. Для этого, в ДОУ устраиваются разнообразные подвижные игры, дидактической направленности, необходимые для развития глазомера, пространственной ориентации, выработки точности движений, развития координации. Для работы со слабовидящими детьми, игры должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок имел возможность уловить зрительно объекты и воспринять. Необходимо использовать яркие, насыщенные цвета, объемные изображения и фигуры. Это помогает развить полисенсорное восприятие ребенка.
Замечание 1

Выбор методов и приемов коррекционной работы зависит от степени проявления конкретного зрительного нарушения и уровня развития зрительного восприятия.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot