Развитие представлений о массе
Масса – это одно из физических свойств предмета, которое поддается измерению – взвешиванию.
Процесс дифференцировки массы сначала должен протекать на основе сенсорного восприятия через сравнение массы разных предметов, а затем необходимо подключать измерительную деятельность, которой не только будут расширены представления детей о массе, но они наполнятся математическим содержанием, так как измерение дает возможность выражать массу количественными показателями меры.
Формирование представлений о массе, а также развитие умений и навыков может осуществляться в ходе обучающих занятий, а также в повседневной жизни.
Целесообразно использование занятий по знакомству детей с приемами и способами обследования, словесными определениями, новым формулировками вопросов и ответов, подведение детей к определенным выводам, обобщениям и закономерностям. Закреплять знания, умения и навыки можно в ходе игровых действий, упражнений и бесед с детьми в свободное время.
На занятиях должна быть организована активная деятельность каждого ребенка с предметами, демонстрация воспитателями или детьми приемов и способов обследования, упражнения для детей и пр. Но основываться стоит на общих требованиях дидактики:
- знакомить с новыми приемами лучше в начале занятия;
- закрепление полученной информации может проходить в конце занятия;
- задания лучше предлагать игрового характера.
Основной линией усложнения наглядного материала можно считать постепенный перевод детей от сравнения тождественных по всем признакам предметов, кроме массы, к их вариативности. Изначально абстрагируются от цветов, затем форм, размеров, внешнего вида и пр.
Далее постепенно увеличивают круг сравниваемых предметов и постепенно уменьшают отношения в их массе, чем обеспечивается развитие у детей более тонкой и точной восприимчивости к изменениям в массе.
В первую очередь нужно:
- дать детям общее представление о массе, как основном свойстве предметов;
- научить выделению массы среди всего многообразия признаков;
- различать предметы в соответствии с их массой, устанавливать между ними соотношения через сравнение;
- научить выражать результат сравнения соответствующим словом.
Раскрытию обилия свойств массы как величины способствует измерительная деятельность, развивающая первоначальные умения и знания, касающиеся способов и мер измерения массы веществ и тел.
Содержание работы с детьми дошкольного возраста
Работа с детьми четвертого года жизни:
- научить детей выделению массы среди остальных признаков предмета, используя приемы обследования;
- научить сравнению ярко контрастных и одинаковых по массе предметов, устанавливать определенные отношения между ними;
- отражать результаты сравнения в речевых оборотах, используя прилагательные «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче».
Для первого знакомства следует подбирать предметы, отличающиеся только по массе, но одинаковые по всем остальным признакам. Это может быть два одинаковых пустотелых предмета, в один из которых поместят груз.
Чтобы каждый ребенок поупражнялся в приемах обследования, обязательно использование раздаточного материала – разного по массе, а потом и одинакового по этому признаку. Постепенно нужно уменьшать различия в предметах. Сравнение дети всегда должны заканчивать обобщением.
Приемы работы с детьми в средней группе усложняются и заключаются в следующем:
- развитие точности восприятия, упражнения в определении массы предметов «на глаз» во время сравнения менее контрастных отношений;
- научить пониманию относительности тяжести во время сравнения предметов, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;
- обучить видению равенства и неравенства предметов по их массе;
- научить располагать 3-4 предмета в порядке возрастания или убывания;
- научить сопоставлению предметов в соответствии с массой, измеренной чашечными весами.
Работа с детьми в средней группе может начинаться выделением тяжести среди остальных признаков предметов. С этой целью могут использоваться приемы, рекомендованные для младшей группы. Усложнение предполагает использование для упражнения каждого ребенка раздаточного материала и меньший контраст сравниваемых предметов.
После того, как у детей закрепился навык сравнения двух предметов, можно переходить к отработке сравнения трех предметов.
Для сравнения могут быть подобраны разные по внешнему виду предметы, а не только однородные. Задания необходимо усложнять постепенно, поэтому сначала воспитателю нужно самостоятельно подобрать соответствующие группы предметов, и предлагать их для сравнения детям. Затем можно предложить детям подобрать пары из игрушек или предметов, выложенных на столе, позже такие пары можно найти в окружающей обстановке. Эти упражнения помогают усложнять задания по построению сериационного ряда и выбрать по образцу: найти самый тяжелый предмет среди предложенных, самый легкий, среди кубиков найти по весу такой же, как кирпичик, тяжелее или легче него.
Работа с детьми в старшей группе идет по пути усложнения в соответствии со следующими шагами:
- научить классификации и группировке предметов по массе с последующим их обобщением;
- научить видению равенства и неравенства предметов по массе, вне зависимости их от внешнего вида;
- научит построению сериационных рядов из нескольких предметов, установлению определенных соотношений по массе между ними;
- научить измерению массы предметов с помощью условных мерок;
- упражнять детей устанавливать отношения равенства и неравенства.
Работа с детьми 7-го года жизни. В подготовительной к школе группе детского сада, все знания, умения и навыки, приобретенные детьми, проходят путь закрепления и совершенствования. К основным задачам относят:
- закреплять умения измерения массы разных предметов и веществ с использованием разных условных мерок;
- формировать представления, касающиеся функциональной зависимости результатов измерения от массы самой мерки;
- продемонстрировать значение общепринятых мер измерения, чтобы получить объективные показатели, а также познакомить детей с килограммом, в качестве единицы измерения массы.