Сплоченность коллектива – это психологическое единство всех участников группы, способствующее развитию интереса к совместной деятельности и потребности в тесном сотрудничестве и взаимодействии.
От сплоченности коллектива зависит продуктивность его деятельности. Это обусловлено тем, что все его участники чувствуют себя комфортно, а следовательно, уверенно выполняют свои обязанности.
Формирование сплоченности особенно актуально в спортивном коллективе. Она развивает командный дух и способствует спортивным достижениям и успехам команды.
Рассмотрим развитие сплоченности спортивного коллектива на примере футбольной команды.
Развитие сплоченности коллектива футбольной команды
Развитие сплоченности коллективов, относящихся к командным видам спорта, реализуется на основании следования психологическим закономерностям общения. В командах формируется система взаимодействия, комфортная обстановка для общения и социального взаимодействия. Это позволяет установить более тесные и продуктивные отношения между спортсменами. Установление комфортного психологического климата в команде футболистов является фактором их профессионального роста и спортивных достижений.
Сплоченность футболистов является следствием их симпатии друг к другу, т.е. у них находятся общие интересы и взгляды, которые объединяют участников команды. Это приводит к развитию комфортных отношений в коллективе, делая его целостной социальной микросредой, благодаря установлению взаимопонимания между игроками и единой направленности их групповой деятельности.
Развитие сплоченности спортивной футбольной команды реализуется посредством учета ряда показателей. К ним относятся:
- Исследование самооценки каждого спортсмена. Если самооценка спортсмена является завышенной, но у него наблюдается непринятие других игроков, а если заниженной, то он стремится к изменению своего командного статуса. Поэтому, прежде чем начинать организацию сплочения, необходимо привести норму самооценку спортсменов, путем проведения психологических тренингов и бесед;
- Исследование ценностных ориентиров спортсменов. Важно определить каковы нравственные взгляды и идеалы спортсменов, к чему они стремятся и как смотрят на мир. Это ориентирует педагогов на выбор воспитательного направления деятельности;
- Оценка уровня социально психологического развития команды. Оно свидетельствует о том, насколько эффективно команда справляется со своей спортивной деятельностью и об уровне их развития: высоком или низком, который зависит от сплоченности коллектива спортсменов;
- Динамика развития команды. Она показывает не только спортивные успехи отдельных игроков и всей футбольной команды, но и позволяет оценить уровень психологического развития команды, ее взаимодействие и взаимопонимание.
Рисунок 1. Психологическая совместимость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы работы по формированию сплоченности футбольной команды
Формирование сплоченности спортивного коллектива представляет собой поэтапный процесс, в ходе которого оценивается уровень сплоченности коллектива, выбираются методы воспитательной работы и реализуются на практике.
Сплоченность футбольной команды реализуется в несколько этапов:
- Подготовительный этап. Как правило, этот период охватывает одну-две недели занятий. Он включает в себя диагностические мероприятия по выявлению уровня сплоченности коллектива, развития отдельных членов команды и оценку их психологического комфорта в команде. Итоги диагностики позволяют подобрать методы воспитательной работы, выявить особенности личностного развития отдельных игроков и определить положение в команде каждого футболиста, т.е. выявить лидеров и игроков, подверженных чужому воздействию. Целевым назначением данного этапа является подготовка футболистов к совместному игровому процессу и определение психологической обстановки в коллективе.
- Основной этап. Он ориентирован на развитие сплоченности футбольной команды. Он охватывает значительный временной промежуток: от трех до девяти-десяти недель. В это время используются разнообразные упражнения, ориентированные на формирование тесного сотрудничества спортсменов, активизацию их активности, развитие стремления к продуктивному сотрудничеству, формирование интереса к игровому процессу, установление дружеских отношений и позитивного спортивного настроя.
- Заключительный этап. Он охватывает пару недель работы и связан с закреплением, усвоенных показателей. На данном этапе оцениваются итоги формирования сплоченности, уровень развития коллектива, изменение взаимоотношений его участников, развитие самооценки и спортивной активности футболистов.
На каждом этапе развития сплоченности спортивного коллектива применяются специальные игровые упражнения. Они позволяют повысить интерес к занятиям и достигнуть эффективности в развитии положительного микроклимата в коллективе и установления успешного сотрудничество между его участниками.
Примеры игровых упражнений на формирование сплоченности футбольной команды
Сплоченность футбольной команды развивается посредством следующих упражнений:
- Упражнение «рукопожатие». Оно предполагает, что каждый игрок здоровается двумя руками с двумя другими игроками. При этом, отпустить руку можно только в случае, если игрок видит готовность другого игрока поздороваться, т.е. отпустить руку можно только переходя к новому рукопожатию. Это способствует установлению контакта между игроками. Контакт реализуется глазами. Так игроки учатся оценивать эмоциональное настроение друг друга.
- Упражнение «паровоз». Его выполнение предполагает выстраивание игроков в линию и закрытие глаз каждому впереди стоящему игроку руками игрока, стоящего за ним. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего в линии, а свободные руки у первого. Им необходимо достичь определенного места, где находится предмет, который требуется добыть. Последний игрок направляет движение, а первый должен будет под его руководством достать предмет. Эта веселая игра отлично тренирует командный дух и командное взаимодействие.
- Упражнение «путаница». Оно основано на построении круга игроками и выставления вперед правой руки каждым. Левой рукой необходимо схватить правую руку стоящего напротив. При этом, важно, соблюдать условие: одна рука правая – одна левая т.е. нельзя хвататься вдвоем за одну и ту же руку. Возникает путаница. Ее необходимо успешно распутать, вернув обратно круг.
Рисунок 2. Упражнение "путаница". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ