Смысловое значение формирования социальных представлений дошкольников
Социальные представления – это знания и навыки, которые помогают личности воспринимать и осознавать процессы и явления, происходящие в окружающем мире.
Социальные представления помогают человеку воспринимать собственную личность, осознавать свое «Я», его место в социальной среде, в качестве участника социальных взаимоотношений, всех участников которого объединяет общая направленность взглядов, единая идеология и мировоззрение.
Именно с раннего детства у ребенка начинают закладываться социальные представления. Он понимает, что он не может существовать сам по себе, а является частью социума, его важным элементов, который несет для него определенную пользу. В этой системе взаимоотношений, ребенок четко выделяет объекты коммуникации т.е. взрослого человека и сверстника, формирует представление о том, каким образом можно строить общения с каждым из них и, какие речевые конструкции допустимо применять.
Таким образом, происходит и социализация личности. Ребенок развивает определенные социальные эмоции т.е. прививает нормы общения с конкретными возрастными категориями людей, формирует возможности построения коммуникативных связей, усваивает социальные правила выстраивания межличностных взаимоотношений.
Смысловое значение социальных представлений возможно получить через социальные эмоции. Именно они отражают процесс социализации личности и оказывают влияние на развитие дошкольника.
Социальные представления, как особая языковая структура, речевые обороты и правила поведения были введены С. Московичем. Он разработал концепцию социальных представлений, согласно которой все общественные нормы, правила, законы и закономерности, а также представления заключены в смысле слов. Социальные представления невозможны без речи. Только, после развития речевого аппарата и расширения словарного запаса, дошкольник начинает формировать в своем сознании социальные представления.
Естественно, что для процесса формирования социальных представлений и его эффективности необходимо развивать речь ребенка, делать ее более качественной и продуктивной. Тут, все зависит от семейной среды, в которой рос ребенок, развития в ней культуры речи, грамотности родителей, непрерывного общения их с ребенком.
Осваивая речь, ребенок постепенно приходит к изменению значений слов, отражающих его знания о природе и обществе. Так реализуется когнитивное развитие. Оно направляет в нужное русло речевое развитие и обуславливает формирование социальных представлений.
Таким образом, социальные представления складываются под взаимным влиянием когнитивного и речевого процессов. Этот механизм состоит из двух элементов:
- Категоризация и наименование. Ребенок усваивает какое-то слово, понятие, относя его к той или иной категории – давая ему словесное обозначение.
- Язык и память. Понятия, их словесная форма усваиваются и закрепляются в памяти ребенка, а затем извлекаются оттуда, посредством языка и речевых конструкций.
В свою очередь, социальные представления человека оказывают важное, даже ведущее воздействие на его умственное и речевое развитие. На основе социальных представлений происходит совершенствование речи ребенка, расширение его словарного запаса и смыслового содержания речи. Также, ребенок овладевает навыками описания, группировки и оценки различных объектов и явлений общественной сферы и учится жить по правилам, принятым в данном обществе, усваивая его культурные и нравственные ценности.
Социальные представления детей, имеющих проблемы с функционированием органов зрения формируются особым образом. это связано, конечно, с тем, что их речь является не особенно выразительной и эмоциональной, в основном они склонны к монологам и не всегда легко идут на контакт. Поэтому, формирование их социальных представлений происходит по специальным методика, ориентированным на развитие их психоэмоциональной сферы личности.
Основным направлением развития социальных представлений ориентируется на развитие коммуникативных навыков, которые очень затруднены у данной категории детей. Их учат общаться с другими членами социума, на равных взаимодействовать ними. Также, внимание уделяется формированию представлений детей. Они учатся складывать в своем сознании образы различных объектов и ситуаций, о которых им рассказывают, а также они отлично усваивают информацию тактильным путем. В этой связи применяется множество методик тактильного восприятия окружающего мира.
Схема процесса формирования социальных представлений у старших слабовидящих дошкольников
Поскольку процесс формирования социальных представлений является длительным и поэтапным, то его прохождение можно отразить в виде определенной модели, каждый шаг которой связан с усвоением определенных норм, правил, культурных и иных ценностей. У детей, имеющих проблемы со зрением, усвоение социальных норм происходит более трудоемко, что обусловлено их слабым визуальным восприятием окружающей действительности и затруднениями в эмоциональном развитии.
Итак, социальные представления формируются следующим образом:
- Обучение навыкам собственного восприятия, осознания собственного «Я» с индивидуальной спецификой развития, потребностями и интересами. Для этого необходимо привить ребенку уверенность в себе, помочь осознать ему свою значимость для общества, развить его самоуважение и оптимизм. Дети учатся жить и общаться, воспринимать себя и свой недуг, как естественный процесс развития
- Усвоение семейных норм и ценностей. Детям необходимо прививать нравственные принципы формирования семьи, ее важность и значимость для каждого человека и общества, сформировать их представления о нормальных семейных взаимоотношениях, положительном семейном микроклимате;
- Исследование эмоционального мира и знакомство с системой коммуникаций. Дети учатся проявлять свои эмоции и чувства открыто и разными способами. Обучаются использованию мимики и жестов, воспитывают привычки культурного поведения в различных ситуациях. Используются разнообразные методики тактильного восприятия мира и людей: тактильные игры, лепка, поиск предметов по ощущениям;
- Усвоение системы «оценок», посредством которых все процессы и явления делятся на положительные и отрицательные. В старшем дошкольном возрасте дети переходят на мотивированную оценку поступков других людей. Это происходит из-за их внутреннего сопереживания деятельности другого человека. Ребенок, который сам не участвовал в той или иной деятельности, учится пропускать ее через себя, переживать активизируя свои эмоции и чувства. Таким образом, он может поставить свою оценку данному событию, поступку, действию и выразить свое эмоциональное и моральное отношение. при этом, ребенок со слабым зрением оценивает поступок на основе его тактильного восприятия, слухового усвоения или иной информации, полученной через органы чувств. Эмоции проявлять достаточно сложно, когда визуальное восприятие неразвито. Именно этому и уделяется огромное значение;
- Интеграция дошкольника в социальную среду. Ребенок, усваивая нормы и правила общественного поведения, чтобы влиться в социальную среду. Это лучше всего делать в игровой форме, поскольку она более доступна для детского восприятия. Как правило, применяется множество игровых методов постановки проблемных ситуаций, выстраивания проблемных моментов, формирования соответствующих игровых сцен. Дети со слабым зрением выводятся на прогулки, водятся в театры и музеи, где слушают рассказы о произведениях искусства и формируют в своем сознании представления о них;
- Воспитание гордости за свою семью, ДОУ, родной край, город, страну, нацию. На данном этапе, ребенок знакомится с устройством своей страны, ее символикой и историей, культурой, подвигах и значимости в миром пространстве. Конечно, дети с нарушением зрения не могут в полной мере усвоить информацию о родном крае, поскольку толком его не видели, но зато могут познакомиться с музыкой, гимном своей страны, послушать интересные истории и представить их в своем сознании.