Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики

Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности

Определение 1

Самоконтроль – это способность индивида контролировать и регулировать свои эмоции, мысли и поведение.

Образец способа действий должен включать опорные точки, на базе которых может производиться контроль до того, как осуществлено искомое действие, ради которого данный способ и применялся. В таких случаях невозможно напрямую скопировать образец, так как образец, который дан учителем, всегда представляет единичный случай усваиваемого способа действия, и как таковой никогда не может совпасть с таким же единичным случаем произведенного ребенком действия.

Самоконтроль – сложное и многогранное явление, которое представляет собой качество личности и условие проявления ее самостоятельности и активности, также самоконтроль необходимый компонент всех типов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только во время выполнения самостоятельной работы, но и во время выполнения заданий на всех предыдущих уровнях, начиная пробными действиями, которые он совершает под внешним управлением. Самоконтроль помогает ребенку окончательно овладеть определенными способами действия.

Структура самоконтроля включает несколько звеньев:

  • понимание учеником последовательности действий и предварительное ознакомление с желаемым конечным результатом и способами его получения, с которыми будут сравниваться применяемые приемы работы и полученный результат;
  • сравнение процесса работы с достигнутым результатом и образцом;
  • оценка состояния выполняемой работы, установление и анализ спектра допущенных ошибок, и понимание причин этих ошибок;
  • коррекция работы на основании данных самооценки и уточнении плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

Ответственный момент при обучении учеников самоконтролю – уяснить цель деятельности и познакомить с образцами, в соответствии с которыми они будут сравнивать применимые способы выполнения работы и полученные результаты. Важно с самого начала предоставить ученикам исчерпывающий перечень указаний, касающихся правильного выполнения предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сравнения.

Способы и уровни формирования самоконтроля на уроках математики

«Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Выполнение разнообразных заданий на уроках математики должно быть организовано таким образом, чтобы учащийся, совершив ошибку, сам мог ее обнаружить и сам, использовав дополнительную информацию, мог ее исправить и подойти к следующему этапу работы только после того, как полностью усвоит предыдущий материал. Таким образом, учащийся выполняет задание только правильно. Это возможно только если у ребенка полностью сформирован навык самоконтроля.

Посредством самоконтроля человек каждый раз может осознать правильность или неправильность своих действий в осуществляемом типе деятельности. В практике обучения необходимо учитывать прямую зависимость уровня самостоятельности учеников во время выполнения учебного задания и степень владения ими навыка самоконтроля.

Чтобы развитие самоконтроля шло более эффективно, необходимо убедить учащихся в необходимости этого качества и на примере показать им, как поступать в такой ситуации, если при проверке обнаруживается, что полученный ответ не соответствует условию задачи.

Чуканцов С.М. предлагает организовать работу по следующим направлениям:

  • Создать потребность в самоконтроле. Ученикам необходимо чаще встречаться с реальными условиями, которые ставят их перед необходимостью самостоятельного контроля правильности полученного результата. Можно предлагать ученикам задания, неправильность полученного результата в которых может быть выявлена только в результате проверки.
  • Необходимо сообщить учащимся способ проверять решенную задачу, уравнение, неравенство, тождественное преобразование. Объяснить, что проверять необходимо не только окончательный результат, но и промежуточные данные.
  • При анализе письменных контрольных и самостоятельных работ иногда нужно рассматривать не только наиболее распространенные неправильные решения, но и проверяя, доказать ученикам их неправильность, а только после этого рассматривать правильное решение.
  • Учитель может преднамеренно допустить ошибку на доске.
  • В темах, в которых это возможно, следует проводить наблюдение и практические работы по математике. Самоконтроль во время выполнения лабораторных работ осуществляют посредством повторных измерений и вычислений, иногда непосредственными измерениями искомой величины.
  • Можно предложить ученикам самим оценить собственную работу, что повысит ответственность учеников за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

Таким образом, одно из условий формирования навыка самоконтроля – умение детей проверить правильность решения текстовых задач. Обычно проверку осуществляют одним из следующих способов:

  • проверка ответа по условию и смыслу задачи;
  • составлять и решать обратные задачи;
  • решать задачи другими, новыми способами.

Закономерности развития самоконтроля

Процесс развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников подчиняется некоторым закономерностям.

В начале школьного обучения овладение самоконтролем – самостоятельная форма деятельности, внешняя относительно основной задачи. Затем, после многочисленным и последовательным упражнениями, самоконтроль становится необходимым элементом учебной деятельности, включенным в процесс ее выполнения.

Также могут использоваться дополнительные критерии:

  • среднее количество допущенных ошибок учениками во время выполнения учебного задания и их частота;
  • среднее число ошибок, пропущенных во время проверки работы товарища и собственной работы, а также частота их пропуска;
  • среднее количество ошибок, которые учащиеся обнаружили во время проверки работы товарища и собственной работы.

Выделено шесть уровней сформированности самоконтроля, но необходимо учитывать, что они крайне редко встречаются в чистом виде.

  • Первый уровень – отсутствие контроля. Ученик никак не контролирует совершаемые операции, часто допускает ошибки, не замечает их и не исправляет.
  • Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания – неустойчивый и неосознанный. Основан на схеме действия, зафиксированном в непроизвольной памяти, благодаря многократному выполнению одного и того же действия.
  • Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении нового задания, учащийся может ошибиться, но при проверке своих действий он найдет ошибку и исправит ее.
  • Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении действий учащийся ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, то есть выполняет действия практически безошибочно.
  • Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль. При встрече с новой задачей, внешне схожей с решавшейся ранее, ученик точно выполняет действия, соответствующие известной ему схеме, не замечая того, что эта схема может не соответствовать новым условиям. Допущенные ошибки обнаруживает с помощью учителя.
  • Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль – при решении новой задачи, схожей с уже известной ученику, он может самостоятельно обнаружить ошибку, возникшую в связи с несоответствием применяемого способа действия новым условиям.
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot