Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности
Самоконтроль – это способность индивида контролировать и регулировать свои эмоции, мысли и поведение.
Образец способа действий должен включать опорные точки, на базе которых может производиться контроль до того, как осуществлено искомое действие, ради которого данный способ и применялся. В таких случаях невозможно напрямую скопировать образец, так как образец, который дан учителем, всегда представляет единичный случай усваиваемого способа действия, и как таковой никогда не может совпасть с таким же единичным случаем произведенного ребенком действия.
Самоконтроль – сложное и многогранное явление, которое представляет собой качество личности и условие проявления ее самостоятельности и активности, также самоконтроль необходимый компонент всех типов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только во время выполнения самостоятельной работы, но и во время выполнения заданий на всех предыдущих уровнях, начиная пробными действиями, которые он совершает под внешним управлением. Самоконтроль помогает ребенку окончательно овладеть определенными способами действия.
Структура самоконтроля включает несколько звеньев:
- понимание учеником последовательности действий и предварительное ознакомление с желаемым конечным результатом и способами его получения, с которыми будут сравниваться применяемые приемы работы и полученный результат;
- сравнение процесса работы с достигнутым результатом и образцом;
- оценка состояния выполняемой работы, установление и анализ спектра допущенных ошибок, и понимание причин этих ошибок;
- коррекция работы на основании данных самооценки и уточнении плана ее выполнения, внесение усовершенствований.
Ответственный момент при обучении учеников самоконтролю – уяснить цель деятельности и познакомить с образцами, в соответствии с которыми они будут сравнивать применимые способы выполнения работы и полученные результаты. Важно с самого начала предоставить ученикам исчерпывающий перечень указаний, касающихся правильного выполнения предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сравнения.
Способы и уровни формирования самоконтроля на уроках математики
Выполнение разнообразных заданий на уроках математики должно быть организовано таким образом, чтобы учащийся, совершив ошибку, сам мог ее обнаружить и сам, использовав дополнительную информацию, мог ее исправить и подойти к следующему этапу работы только после того, как полностью усвоит предыдущий материал. Таким образом, учащийся выполняет задание только правильно. Это возможно только если у ребенка полностью сформирован навык самоконтроля.
Посредством самоконтроля человек каждый раз может осознать правильность или неправильность своих действий в осуществляемом типе деятельности. В практике обучения необходимо учитывать прямую зависимость уровня самостоятельности учеников во время выполнения учебного задания и степень владения ими навыка самоконтроля.
Чтобы развитие самоконтроля шло более эффективно, необходимо убедить учащихся в необходимости этого качества и на примере показать им, как поступать в такой ситуации, если при проверке обнаруживается, что полученный ответ не соответствует условию задачи.
Чуканцов С.М. предлагает организовать работу по следующим направлениям:
- Создать потребность в самоконтроле. Ученикам необходимо чаще встречаться с реальными условиями, которые ставят их перед необходимостью самостоятельного контроля правильности полученного результата. Можно предлагать ученикам задания, неправильность полученного результата в которых может быть выявлена только в результате проверки.
- Необходимо сообщить учащимся способ проверять решенную задачу, уравнение, неравенство, тождественное преобразование. Объяснить, что проверять необходимо не только окончательный результат, но и промежуточные данные.
- При анализе письменных контрольных и самостоятельных работ иногда нужно рассматривать не только наиболее распространенные неправильные решения, но и проверяя, доказать ученикам их неправильность, а только после этого рассматривать правильное решение.
- Учитель может преднамеренно допустить ошибку на доске.
- В темах, в которых это возможно, следует проводить наблюдение и практические работы по математике. Самоконтроль во время выполнения лабораторных работ осуществляют посредством повторных измерений и вычислений, иногда непосредственными измерениями искомой величины.
- Можно предложить ученикам самим оценить собственную работу, что повысит ответственность учеников за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.
Таким образом, одно из условий формирования навыка самоконтроля – умение детей проверить правильность решения текстовых задач. Обычно проверку осуществляют одним из следующих способов:
- проверка ответа по условию и смыслу задачи;
- составлять и решать обратные задачи;
- решать задачи другими, новыми способами.
Закономерности развития самоконтроля
Процесс развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников подчиняется некоторым закономерностям.
В начале школьного обучения овладение самоконтролем – самостоятельная форма деятельности, внешняя относительно основной задачи. Затем, после многочисленным и последовательным упражнениями, самоконтроль становится необходимым элементом учебной деятельности, включенным в процесс ее выполнения.
Также могут использоваться дополнительные критерии:
- среднее количество допущенных ошибок учениками во время выполнения учебного задания и их частота;
- среднее число ошибок, пропущенных во время проверки работы товарища и собственной работы, а также частота их пропуска;
- среднее количество ошибок, которые учащиеся обнаружили во время проверки работы товарища и собственной работы.
Выделено шесть уровней сформированности самоконтроля, но необходимо учитывать, что они крайне редко встречаются в чистом виде.
- Первый уровень – отсутствие контроля. Ученик никак не контролирует совершаемые операции, часто допускает ошибки, не замечает их и не исправляет.
- Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания – неустойчивый и неосознанный. Основан на схеме действия, зафиксированном в непроизвольной памяти, благодаря многократному выполнению одного и того же действия.
- Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении нового задания, учащийся может ошибиться, но при проверке своих действий он найдет ошибку и исправит ее.
- Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении действий учащийся ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, то есть выполняет действия практически безошибочно.
- Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль. При встрече с новой задачей, внешне схожей с решавшейся ранее, ученик точно выполняет действия, соответствующие известной ему схеме, не замечая того, что эта схема может не соответствовать новым условиям. Допущенные ошибки обнаруживает с помощью учителя.
- Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль – при решении новой задачи, схожей с уже известной ученику, он может самостоятельно обнаружить ошибку, возникшую в связи с несоответствием применяемого способа действия новым условиям.