Значимость формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста
Ранний возраст – это период в развитии человека, который проходит в возрасте от 1-го года до 3-х лет, характеризующийся быстрым темпом формирования всех психофизиологических процессов.
Окружающий мир очень привлекателен для ребенка раннего возраста, так как он содержит много неопознанного, побуждающего к поиску и первым самостоятельным шагам и действиям.
Активное освоение окружающего мира происходит на втором году жизни, когда ребенок уже овладел основными действиями, такими как речь, ходьба и т.д. Он изучает и исследует все, что только попадает ему в руки и все до чего он может дотянуться. Все окружающие ребенка предметы, представляют для него источник любопытства и одной из первых ступеней познания окружающего мира. Именно поэтому ранний возраст представляет собой достаточно важный и ответственный период в развитии каждого человека.
От того, с какой ответственностью подойдут к развитию ребенка раннего возраста окружающие его взрослые, зависит успешность его дальнейшего воспитания, обучения и развития. Кроме того, в раннем возрасте происходит закладка фундамента личности человека.
Важно, чтобы в период раннего детства рядом с ребенком находился взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского и его последователей, только в системе «ребенок-взрослый» ребенок будет действительно развиваться, и формироваться как индивидуальная личность.
Роль взрослого, несомненно, очень велика, но не всякий взрослый сможет оказать нужное воздействие на ребенка. Ребенок будет учиться только у того взрослого, которому он доверяет, с кем он будет полноценным участником взаимодействия.
В настоящее время в России создана весьма эффективная и научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Воспитание детей раннего возраста в современных ДОУ, направлено на всестороннее и своевременное формирование личности ребенка. Достигается это посредством ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром.
Ознакомление с окружающим ребенка миром осуществляется в разных видах деятельности:
- Предметно-орудийная деятельность (1-1,5 года).
- Отобразительная игровая деятельность (1,5-2 года).
- Сюжетно-ролевая игра (от 2-х лет и старше).
Воспитатели ДОУ используют данные виды деятельность в сочетании, тем самым они стимулируют развитие ребенка на каждой из возрастных ступеней.
Организация определенного вида деятельности в первую очередь направлена на освоение детьми новых знаний и умений, а также закрепление уже имеющихся. В процессе данной работы дети знакомятся с окружающими предметами, усваивают способы действий с ними, их предназначение и предметное содержание. Все это позволяет сформировать общее представление об окружающем мире.
Условия формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста
При ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром, в первую очередь необходимо обращать внимание детей на то, что все предметы имеют разное предназначение. Вначале детей знакомят с бытовыми предметами, которые используются в повседневной жизни. Ознакомление происходит по специально разработанному алгоритму: выявления основных признаков и свойств предмета, цвет, форма, выделение главных характеристик.
Основной формой ознакомления с окружающим миром является наблюдение. Процесс наблюдения за предметом или явлением, взрослый должен сопровождать комментарием (предназначение, основные свойства и т.д.). Для того, что ребенок смог сформировать максимально полное представление о предмете необходимо дать ему возможность использовать данный предмет в своей деятельности. В случае, если нельзя использовать реальный предмет, то его замещает игрушка или предмет-заместитель.
Еще одной эффективной формой ознакомления с окружающим миром является игра. Именно в игре ребенок имеет возможность оперировать предметами, воспроизводить действия, осваивать действия. Например, девочки кормят кукол и животных, мальчики строят из кубиков и играют машинками.
Для того, чтобы игра имела необходимый для формирования представлений об окружающем мире, характер, необходимо опираться на следующие положения:
- Поощрять интерес ребенка раннего возраста к играм.
- Учить детей играть как вместе, так и по отдельности, не мешая друг другу.
Для того, чтобы игры детей раннего возраста имели нужную направленность, следует обогащать предметно-развивающую среду. Полноценному формированию представлений об окружающем мире способствует насыщение предметной среды игрушками, изображающими диких и домашних животных, предметы быта, куклы, машинки и т.д. Помимо игрушек важно наполнять игровые уголки предметами-заместителями, которые дети могут использовать в игре.
Сюжетно-отобразительная игра является необходимым звеном в закреплении знаний об окружающем и формирует осознанно – правильное отношение детей раннего возраста к объектам природы, с которыми они контактируют. В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность ребенка к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, отрезают кошке усы т.д.
Кроме игр, с детьми раннего возраста можно организовывать специальные занятия, которые направлены на формирование представлений об окружающем мире. Такие занятия будут более интересны и продуктивны, если они организованы в виде практической деятельности.
Таким образом, задача взрослых – сформировать простейшие представления о животном мире, научить применять полученные знания в совместных и самостоятельных играх, и там, где это необходимо для ребенка раннего возраста.