Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование предметных компетенций у неуспевающих младших школьников во внеурочной деятельности

Определение 1

Внеурочная деятельность – это часть общей образовательной деятельности, раздел учебной работы образовательной организации, ориентированный на расширение и углубление знаний учащихся, формирование у них навыков разных типов деятельности, повышение их познавательной заинтересованности и индивидуализацию учебной деятельности.

В ходе внеурочной работы происходит развитие предметных компетенций учащихся.

Предметные компетенции – это требования, установленные законодательством, к усвоению учениками образовательной программы, развитию знаний и умений на конкретном этапе обучения, а также их общему личностному развитию и формированию психических механизмов деятельности.

Ключевыми компетенциями учащихся выступают:

  • Информационные компетенции;
  • Общекультурные компетенции;
  • Социально-трудовые компетенции;
  • Коммуникативные навыки;
  • Стремление к личностному росту и развитию;
  • Ценностно-смысловые ориентиры жизнедеятельности;
  • Навыки познания и обучения.

Эти компетенции требуют обязательного развития у учащихся начальной школы. По завершению обучения на данном этапе, каждый учащийся должен владеть минимальным опытом использования данных компетенций. Они формируются в ходе учебного процесса, а также включаются во внеурочную деятельность, где акцентируется внимание на развитие отстающих учащихся и формирование у них познавательной активности.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

При организации внеурочных занятий в начальной школе требуется учитывать психологические особенности развития учащихся данной возрастной группы.

Младший школьный возраст – это сложный этап в развитии личности ребенка. Он испытывает нервное напряжение, стресс, вызванный новым видом деятельности, новыми социальными отношениями. Потому, процесс обучения редко проходит гладко.

«Формирование предметных компетенций у неуспевающих младших школьников во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предметные компетенции, формируемые у учащихся начальной школы, требуют активного внимания педагога. Здесь, важно, не столько их непосредственное формирование, сколько развитие мотивации к обучению и дальнейшему компетентностному развитию.

Внеурочная деятельность, ориентированная на компетентностное развитие младших школьников, реализуется в следующих формах:

  • Индивидуальная форма работы. Она ориентирована на решение конкретных проблем в обучении и развитии, разработку индивидуального маршрута в обучении, при испытании учащимися конкретных образовательных проблем. Индивидуальная форма работы позволяет выбрать оптимальный темп обучения, помочь отстающим учащимся в самоутверждении, создать для них ситуации успеха, акцентировать внимание на их творческом развитии. В работе используются доклады по различным темам: «Моя семья», «Мой класс». Также, формируются творческие проекты, в которых учащиеся создают что-то своими руками, исследуют что-то. Это может быть приготовление блюда, проведение наблюдений за климатическими условиями родного края, ростом растений и т.д.
  • Групповая форма работы. Она предполагает систематическую работу с группой учащихся, ориентированную на их познавательное развитие, социальное становление, усвоение навыков деятельности в разных сферах. Таким образом устраиваются творческие проекты: учащиеся работают в командах, проводят эксперименты, наблюдения. Проекты могут носить разную направленность: от исследования окружающего мира до создания конкретного продукта, написания творческой работы, подготовки какого-то мероприятия.
  • Массовая форма работы. Она носит эпизодический характер, т.е. проводится не постоянно, а связана с каким-то мероприятием, определенной направленностью деятельности. Работа объединяет учащихся (это могут быть и отстающие ученики изо всех классов начальной школы). Они выполняют совместные проекты, реализуют проведение конкурсов, написание стенгазет, участвуют в субботниках и т.д.

Следует также отметить, что внеурочная деятельность предполагает использование таких методов и средств, технологий работы, которые не используются на учебных занятиях. Все они ориентированы на построение индивидуального образовательного маршрута по формированию компетентностей учащихся. Работа во внеурочной деятельности может быть реализована:

  • в игровой форме;
  • в форме проектной работы;
  • в форме исследовательской деятельности;
  • в форме модульного обучения.

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во внеурочной деятельности учащиеся начальной школы учатся социальному взаимодействию, самоорганизации, самоконтролю, самостоятельности, самопознанию и саморазвитию. Кроме того, досуговое время учащихся приобретает полезный характер: оно ориентируется на их развитие, повышение их компетентности.

Внеурочная деятельность по развитию ключевых компетентностей у младших школьников

Информационная компетентность учащихся формируется в ходе работы с разными источниками информации, и их применением в разных направлениях. Независимо от конкретной темы занятия, формы его проведения и целевых ориентиров осуществляется работа с различными информационными ресурсами. Учащиеся получают навыки работы с текстовыми данными, сетевыми ресурсами, электронными учебниками, аудио и видеоматериалами. Учащиеся получают знания о способах поиска и преобразования информации, представленной в разных формах.

Что касается общекультурных компетенций, то они формируются в ходе проведения бесед по разным темам: история, искусство, художественное творчество, народная культура, фольклор и др. Учащиеся самостоятельно составляют доклады по данным темам, организуются конкурсы творчества, выставки работ и т. д.

Социально-трудовые компетенции учащихся формируются в ходе проведения классных часов о бережном и уважительном отношении к труду, организации школьных субботников, формировании дежурств по классу и школе, участии в волонтерских акциях: построй скворечник, сбор мусора и др.

Коммуникативные навыки формируются при непосредственном взаимодействии учащихся друг с другом и с педагогом во время разных направлений внеурочной деятельности. дети учатся сотрудничать, уступать, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению, оказывать друг другу помощь. Коммуникативные навыки активно развиваются в ходе игровой формы работы, а также организации проектной деятельности младших школьников. Также, проводятся классные часы по темам хорошего поведения, культуры общения.

Кроме того, во внеурочной деятельности формируются основы учебной работы учащихся. Это особенно актуально для отстающих учеников. Они учатся работать с информацией, добывать знания, организовывать свою деятельность, подводить ее итоги и давать им оценку. Дети создают свои первые доклады, творческие работы, проводят различные эксперименты, выполняют поделки. Это развивает их учебные компетенции и повышает уровень их познавательной активности.

Для формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся осуществляется проведение тематических классных часов: уроки доброты, мужества, справедливости, верности, честности и др. Здесь же, организуются творческие занятия, спортивно-игровые программы, проблемные ситуации, требующие от учащихся поиска путей их разрешения. Все это закладывает основы формирования ценностных ориентиров учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 28.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot