Понятие предметной компетенции
Предметная компетенция – это ряд специфических способностей, необходимых, чтобы эффективно выполнять конкретное действие в конкретной предметной области и включающих узкоспециальные знания, особые предметные умения, навыки и способы мышления.
Речевой опыт ребенка состоит из практического владения русским языком как родным, а также обобщения ребенком его личных наблюдений в процессе общения и жизнедеятельности вне зависимости от наличия специальных знаний о языке.
Языковая компетенция естественным образом состоит из речевого опыта ребенка, а также знаний, умений и навыков, которые он получил в процессе специально организованной учебной деятельности по изучению родного языка.
Необходимо отметить, что на уроках русского языка компоненты рассматриваемой системы являются уже тесно взаимодействующими. То есть, еще до поступления в школу, ребенок с накоплением своих наблюдений, а также в общении может открыть для себя эмпирические знания о родном языке. Они присутствуют в повседневной жизни ребенка, и могут иногда противоречить научным знаниям. Вместе с этим, именно в непосредственном процессе изучения языка, дети пользуются накопленным стихийно речевым опытом. Обычно это происходит безотчетно.
Иными словами, во время изучения русского языка, протекают два взаимосвязанных процесса:
- осмысление и преобразования речевого опыта детей под влиянием усваиваемых знаний о языке;
- наполнение и конкретизация знаний о языке материалом речевого опыта.
Языковая компетенция сегодня – это обязательная составляющая ФГОС НОО.
Структура языковой компетенции состоит из:
- знаний;
- умений и навыков, формирующихся при обучении детей русскому языку;
- непосредственного владения ими в речевой деятельности.
Неотъемлемая часть языковой компетенции ребенка – его речевой опыт, который формируется при изучении русского языка, а также в повседневной жизни.
Имя существительное как часть речи
Имена существительные наиболее часто употребляются в речи человека, им отведена важная роль в словарном запасе каждого человека, а также в составе языка в целом.
Имя существительное – это часть речи, которая объединяет слова и грамматические значения предметности, которые могут быть выражены посредством независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности.
Одни из наиболее распространенных трудностей при употреблении имени существительного в речи связаны с их употреблением по родам. Род существительного необходимо знать, чтобы иметь возможность правильно изменять его по падежам и правильно сочетать с другими словами в предложении. Именно в связи с этим в словарях указывают род существительного, как обязательную характеристику.
Большинство неодушевленных несклоняемых существительных – слова среднего рода. Одушевленные несклоняемые существительные могут быть и мужского рода и женского, в зависимости от того, какой пол они обозначают, то есть они соотносятся с полом реального индивида или животного.
Наиболее употребляемыми в речи и самыми распространенными являются имена существительные, входящие в число конкретных и отвлеченных понятий. Одна из их ярких особенностей заключается в том, что слова из категории конкретных существительных хорошо сочетается с любыми числительными – количественными, порядковыми, собирательными.
Еще одна характеристика употребления в речи существительных – способность образовывать формы множественного числа. Употребление отвлеченных существительных в речи также имеет большое значение. К этой категории относятся существительные, обозначающие какие-либо отвлеченные понятий, действия или состояния, а также качеств или свойств.
В отличие от конкретных имен существительных, абстрактные существительные могут употребляться только в одной форме числа, то есть только единственном или только множественном. Такие имена существительные не сочетаются с количественными числительными.
Отдельные отвлеченные существительные могут быть употреблены с наречиями «много» - «мало», «сколько».
Иными словами, имя существительное в качестве части речи в кратком и обобщенном виде обладает начальной формой в виде именительного падежа единственного числа.
Роль имени существительного в человеческой речи невозможно переоценить. При обозначении предмета или явления, имя существительное называет его в широком смысле слова. Большая роль отведена многозадачности существительных в человеческой речи, а их использование как средства языковой выразительности, употребления в прямом и переносном смысле, употребление в форме подлежащего или сказуемого.
Яркий пример употребления имени существительного, как считала Введенская А.Н., - слова, означающие предметы и вещи, вещества, живых существ и организмы, события, явления, факты, географические названия, имена и фамилии людей, качества, свойства, действия и состояния.
Одна из распространенных ошибок детей при употреблении в речи имен существительных – постановка неправильного ударения.
Так же вызывают трудности употребления существительных у учеников начальной школы ошибки в определении рода, в изменении по падежам, в использовании вариантов падежных форм, а также образовании форм множественного числа именительного и родительного падежей. Поэтому, одно из важных направление работы в учениками начальной школы – целенаправленная работа по формированию языковой компетенции.