Основы формирования орфографических навыков в младшем школьном возрасте
Орфографический навык – это умение правильного написания языковых символов, доведение начертания языковых символов до автоматизма.
Данный навык имеет длительный срок формирования. Орфографические навыки начинают развиваться с момента освоения языка и формируются в течение всего периода школьного обучения.
Орфографический навык отражает комплекс навыков и умений, включающих:
- Правописание.
- Умение проводить фонетический анализ.
- Навыки определения морфемного состава слова и выделения из него орфограмм.
- Навыки сопоставления орфограмм с правилами правописания.
Развитие орфографической грамотности является актуальной проблемой начального школьного обучения.
Чтобы научить школьника правописанию, требуется сформировать у него навыки распознавания разнообразных явлений языка. Они помогают в освоении правописания и навыков контроля и анализа своего письма.
Основы лингвистических знаний и навыков закладываются у учащихся на начальном этапе школьного обучения. В этой связи в образовательной программе начальной школы особое внимание уделяется формированию орфографической грамотности учащихся.
В начальной школе осуществляется формирование двух ведущих групп орфографических навыков:
- Освоение правописания корней, приставок и суффиксов слов.
- Освоение правописания окончаний слов.
Осваивается правописание разных частей речи и разных форм слов.
Методика обучения правописанию учащихся 4 класса
Орфографические навыки опираются на формирование основ правописания учащихся. Для его развития, используются разные методы и приемы работы. Они имеют свои особенности на разных этапах начального школьного обучения.
Что касается учащихся 4 класса, то в этот период, они уже, достаточно, овладели системой языковых знаний, обладают умениями распознавания разных языковых явлений.
Методика обучения правописанию учащихся состоит из трех направлений деятельности:
- Освоение основ правописания через формирование умений соотношения звуков и букв. Осваивается постановка звуков в ту или иную позицию слова, на основании развития основ фонематического восприятия.
- Освоение основ правописания через запоминание звукового состава слова.
- Освоение основ правописания через соотношение орфограмм с правилами их написания.
Третье направление деятельности активно применяется на завершающем этапе начального школьного обучения – в четвертом классе. Навыки фонематического восприятия и звукобуквенного анализа уже достаточно развиты у школьников, потому, они осваивают правила написания орфограмм. При этом, все три направления деятельности по обучению правописанию формируются в связи и зависимости, в параллели друг другу.
Развитие орфографических навыков по третьему направлению деятельности основывается на освоении учащимися понятий орфограмма и навыков нахождения орфограмм в разных позициях слов. Для этого применяются следующие приемы работы:
- Изменение слов по числовому значению: стол – столы, зонт - зонты, круг – круги;
- Изменение слов по падежам: стол – стола – столу и т.д.;
- Подбор к слову родственного по значению: дальний-даль, крайний-край;
- Сверка правильности написания слова со словарем.
Освоение орфографических навыков представляет собой сложную работу. Она носит системный характер. Несмотря на то, что в 4 классе уделяется приоритетное внимание освоению правописания через соотношение орфограмм с правилами их написания, применяются и другие упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и анализа звукового состава слова.
Упражнения, применяемые для развития орфографических навыков учащихся 4 класса
Уроки русского языка в 4 классе основываются на применении следующих упражнений, ориентированных на формирование орфографических навыков учащихся:
- Упражнения на списывание. Они основаны на проверке слабых позиций слова – орфограмм, сильными позициями. Например, проверка безударных гласных в корне слова: гроза – грозы.
- Упражнения на тематическую группировку слов. Такие упражнения ориентированы на составление групп слов, относящихся к разным темам, но имеющих идентичные орфограммы. Слова могут относится к классу растений или животных, временам года, климатическим условиям или предметам быта и т.д.
- Упражнения на группировку слов по частям речи, имеющих разные виды орфограмм. К примеру, выделяются существительные с безударной гласной в корне и иными орфограммами.
- Упражнения на подсчет числа орфограмм в словах и предложениях. Дается небольшой текст, в котором необходимо отыскать все орфограммы и подсчитать их количество.
- Упражнения на подбор слов по имеющемуся образцу. Дается образец написания слова по конкретному правилу. Учащиеся подбирают соответствующие слова и записывают их. К примеру, слова, где используется орфограмма написания суффикса или окончания, а может, написание гласной в корне или приставке.
- Упражнения на выписывание слов на определенную орфограмму по памяти. Педагог зачитывает текст. От учащихся требуется внимательно его прослушать, а затем выписать те слова, которые содержат определенную орфограмму.
- Упражнения на заучивание слов с безударной гласной, которую невозможно проверить ударением. Для того, чтобы запомнить написание слов с безударной гласной, проверить которую не представляется возможным, необходимо использовать упражнения на придание яркости буквы слове т.е. яркой и выразительной необходимо сделать только одну гласную, требующую запоминания.
- Упражнения на ассоциативное запоминание слов. Они ориентированы на запоминание словарных слов, имеющих сложные орфограммы через их связи с ассоциативными образами. К каждому слову подбирается ассоциация, которая связана со словом общим признаком и отражает правильное написание той орфограммы, которая подвергается сомнению в исходном слове. Например, береза - белая.