Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование орфографических навыков в 4 классе

Основы формирования орфографических навыков в младшем школьном возрасте

Определение 1

Орфографический навык – это умение правильного написания языковых символов, доведение начертания языковых символов до автоматизма.

Данный навык имеет длительный срок формирования. Орфографические навыки начинают развиваться с момента освоения языка и формируются в течение всего периода школьного обучения.

Орфографический навык отражает комплекс навыков и умений, включающих:

  • Правописание.
  • Умение проводить фонетический анализ.
  • Навыки определения морфемного состава слова и выделения из него орфограмм.
  • Навыки сопоставления орфограмм с правилами правописания.

Развитие орфографической грамотности является актуальной проблемой начального школьного обучения.

Чтобы научить школьника правописанию, требуется сформировать у него навыки распознавания разнообразных явлений языка. Они помогают в освоении правописания и навыков контроля и анализа своего письма.

Основы лингвистических знаний и навыков закладываются у учащихся на начальном этапе школьного обучения. В этой связи в образовательной программе начальной школы особое внимание уделяется формированию орфографической грамотности учащихся.

В начальной школе осуществляется формирование двух ведущих групп орфографических навыков:

  1. Освоение правописания корней, приставок и суффиксов слов.
  2. Освоение правописания окончаний слов.

Осваивается правописание разных частей речи и разных форм слов.

Методика обучения правописанию учащихся 4 класса

Орфографические навыки опираются на формирование основ правописания учащихся. Для его развития, используются разные методы и приемы работы. Они имеют свои особенности на разных этапах начального школьного обучения.

Что касается учащихся 4 класса, то в этот период, они уже, достаточно, овладели системой языковых знаний, обладают умениями распознавания разных языковых явлений.

«Формирование орфографических навыков в 4 классе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика обучения правописанию учащихся состоит из трех направлений деятельности:

  1. Освоение основ правописания через формирование умений соотношения звуков и букв. Осваивается постановка звуков в ту или иную позицию слова, на основании развития основ фонематического восприятия.
  2. Освоение основ правописания через запоминание звукового состава слова.
  3. Освоение основ правописания через соотношение орфограмм с правилами их написания.

Третье направление деятельности активно применяется на завершающем этапе начального школьного обучения – в четвертом классе. Навыки фонематического восприятия и звукобуквенного анализа уже достаточно развиты у школьников, потому, они осваивают правила написания орфограмм. При этом, все три направления деятельности по обучению правописанию формируются в связи и зависимости, в параллели друг другу.

Развитие орфографических навыков по третьему направлению деятельности основывается на освоении учащимися понятий орфограмма и навыков нахождения орфограмм в разных позициях слов. Для этого применяются следующие приемы работы:

  1. Изменение слов по числовому значению: стол – столы, зонт - зонты, круг – круги;
  2. Изменение слов по падежам: стол – стола – столу и т.д.;
  3. Подбор к слову родственного по значению: дальний-даль, крайний-край;
  4. Сверка правильности написания слова со словарем.

Освоение орфографических навыков представляет собой сложную работу. Она носит системный характер. Несмотря на то, что в 4 классе уделяется приоритетное внимание освоению правописания через соотношение орфограмм с правилами их написания, применяются и другие упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и анализа звукового состава слова.

Упражнения, применяемые для развития орфографических навыков учащихся 4 класса

Уроки русского языка в 4 классе основываются на применении следующих упражнений, ориентированных на формирование орфографических навыков учащихся:

  1. Упражнения на списывание. Они основаны на проверке слабых позиций слова – орфограмм, сильными позициями. Например, проверка безударных гласных в корне слова: гроза – грозы.
  2. Упражнения на тематическую группировку слов. Такие упражнения ориентированы на составление групп слов, относящихся к разным темам, но имеющих идентичные орфограммы. Слова могут относится к классу растений или животных, временам года, климатическим условиям или предметам быта и т.д.
  3. Упражнения на группировку слов по частям речи, имеющих разные виды орфограмм. К примеру, выделяются существительные с безударной гласной в корне и иными орфограммами.
  4. Упражнения на подсчет числа орфограмм в словах и предложениях. Дается небольшой текст, в котором необходимо отыскать все орфограммы и подсчитать их количество.
  5. Упражнения на подбор слов по имеющемуся образцу. Дается образец написания слова по конкретному правилу. Учащиеся подбирают соответствующие слова и записывают их. К примеру, слова, где используется орфограмма написания суффикса или окончания, а может, написание гласной в корне или приставке.
  6. Упражнения на выписывание слов на определенную орфограмму по памяти. Педагог зачитывает текст. От учащихся требуется внимательно его прослушать, а затем выписать те слова, которые содержат определенную орфограмму.
  7. Упражнения на заучивание слов с безударной гласной, которую невозможно проверить ударением. Для того, чтобы запомнить написание слов с безударной гласной, проверить которую не представляется возможным, необходимо использовать упражнения на придание яркости буквы слове т.е. яркой и выразительной необходимо сделать только одну гласную, требующую запоминания.
  8. Упражнения на ассоциативное запоминание слов. Они ориентированы на запоминание словарных слов, имеющих сложные орфограммы через их связи с ассоциативными образами. К каждому слову подбирается ассоциация, которая связана со словом общим признаком и отражает правильное написание той орфограммы, которая подвергается сомнению в исходном слове. Например, береза - белая.
Дата последнего обновления статьи: 25.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot