Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Нравственная культура – это состояние общества с позиции соблюдения большинством членов общества моральных норм и правил.
Современная наука рассматривает разные области жизни и деятельности людей, проникая в тайны законов природы и общества. Один из самых привлекательных и важных объектов познания – культура и ее носитель – человек.
Проблема формирования нравственной культуры стоит на стыке этики и теории культуры. На сегодняшний день существует два пути раскрытия сущности понятия нравственной культуры. Первый путь начинается раскрытием сущности родового понятия культуры, а второй – видовым понятием нравственности.
Культура – это процесс и результата образовательной и воспитательной деятельности, так как подразумевается совершенствование и облагораживание физических, и преимущественно, духовных сил человека и общества, то есть культивирует дух.
Нравственная культура тесно связана с понятиями морали и нравственности, которые синонимичны по своей сути.
Впервые теоретически обосновал разделение понятие нравственной и морали Гегель, считающий, что они должны описывать разные феномены духовной жизни. Мораль он понимал в качестве субъективной значимости человеческого поведения, а под нравственностью – практические отношения, которые воплощены в историческом семейном опыте, гражданском обществе и государстве.
Гусейнов А.А. разделал данные понятия на основании следующих положений:
- индивид непосредственно включен в нравственное определение, нравственности освящена традициями и моралью в качестве выражения внутренней убежденности, что является свидетельством духа;
- нравственность совпадает с фактически практикуемыми поведенческими формами, мораль – субъективное долженствование;
- в-третьих, в нравственности выражена точка зрения общности, а мораль выражает индивидуальную волю.
На сегодняшний день отсутствует единая точка зрения на определение понятия нравственной культуры личности. Под нравственной культурой понимают:
- единство и взаимодействие сознания и поведения, гармонию культуры нравственного сознания и моральных поведенческих аспектов;
- степень усвоения нравственных ценностей и овладение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике;
- показатель нравственности индивида, в котором отражен достигнутый уровень человеческого развития.
Разные авторы выделяют в структуре нравственной культуры личности следующие компоненты:
- моральное сознание, нравственную деятельность, нравственные отношения;
- нравственное сознание и поведение;
- этическое мышление, нравственные чувства и нравственное поведение.
С этих позиций, под нравственной культурой личности понимают единую структуру, и делать вывод относительно ее сформированности, если отсутствует хотя бы один элемент, невозможно.
Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Нравственная культура подростка – неотъемлемое свойство культуры в качестве социального явления, которая формируется под воздействием уклада жизни подростка. Личность ребенка формируется под влиянием всех достижений моральной общественной культуры. Безусловно, интенсивность впитывания и непосредственное личностное развитие зависит от индивидуальных характеристик ребенка: пола, возраста, интеллекта, образованности и пр.
К основным социокультурным условиям формирования нравственной культуры относят:
Семейное воспитание оказывает огромное воздействие на процесс формирования нравственной культуры ребенка:
- эмоционально и морально помогает формировать психологическую устойчивость;
- обеспечивает индивидуальный подход к ребенку;
- развивает чуткость и задушевность посредством положительных эмоций и примера взрослых;
- дает духовную связь и нравственную преемственность жизненного опыта поколений;
- обеспечивает фамильную гордость;
- контролирует рациональное использование свободного времени подростка.
Систематическая целенаправленная и научно обоснованная работа общеобразовательной школы, включая сотрудничество школы и семьи, для обеспечения единства направленности воспитания.
Вовлечение социокультурной среды в воспитательный процесс за пределами семьи и школы – так как один из характерных признаков подросткового возраста – стремление самореализоваться, важно вовлекать подростков во внешкольную деятельность.
Самовоспитание учеников – зависит от своевременной и качественной профориентации детей, побуждающей его осуществлять самостоятельный творческий поиск через учебу и чтение, игру и свой труд.
Все эти условия – наиболее важный аспект формирования нравственной культуры, но необходимо помнить, что нравственная культура затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, включая его личностное развитие. В связи с чем необходимо принимать во внимание психофизиологическое развитие подростка.
Необходимо сказать о том, что формирование ценностных ориентаций в структуре нравственной культуры представлено длительным и сложным процессом, протекающим под влиянием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Иными словами, ценностные ориентации отдельной личности являются специфическим сочетанием общественных ценностей, которые усваиваются человеком из общественного сознания.
Также следует выделять некоторую возрастную динамику при преобладающем воздействии разных источников на культурные ценности подростка. И развитие у него идеологии.
Идеология представляет набор ценностей, которые разделяются обществом или довольно большой группой людей. Основным изменением в идеологическом плане выступает принятие рыночных ценностей уже достаточно большим количеством молодых людей.