Сущность и цели нравственного воспитания
Нравственная культура – это определенный уровень усвоения и соблюдения членами общества свойственных ему моральных норм и правил. Нравственная культура выражается обычаями, нормами поведения, нравами, ценностными ориентациями, оценками добра и зла, пониманием счастья, героизма, любви и дружбы.
Цель нравственного воспитания реализуется во всем содержании воспитательной деятельности, представляющей собой двусторонний процесс отношений между субъектом и объектом воспитания.
Нравственное воспитание в качестве определенного процесса состоит из сообщения воспитанникам определенной информации, касающейся должного поведения. Ответственность за поведение вырабатывается на базе знаний о том, как должен человек поступить в определенных условиях. Моральные нормы усваиваются стихийно в повседневном общении людей. Нравственным воспитанием этому процессу придается некоторая целевая направленность и систематичность благодаря этическому просвещению.
Нравственность – это характеристика личности, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, дисциплинированность, порядочность и коллективизм.
Результат целостного процесса нравственного воспитания – формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек и общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание состоит из:
- формирования сознания связи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами общества;
- ознакомления с идеалами нравственности, требованиями общества, а также доказательства их разумности и правомерности;
- превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания системы этих убеждений;
- формирования устойчивых нравственных чувств, высокой поведенческой культуры в качестве одной из главных проявлений уважения человека к окружающим людям;
- формирования нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности является сложным и многогранным процессом, включающим педагогические и социальные аспекты. При этом нравственное воспитание - процесс автономный.
Содержание нравственного воспитания
Единый подход к содержанию нравственного воспитания отсутствует. Однако можно выделить несколько подходов к пониманию содержания процесса нравственного воспитания:
- когнитивный;
- оценочно-эмоциональный;
- интегративно-мировоззренческий;
- аксиологический;
- поведенческий, или деятельностный;
- целостный.
Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве:
- процесса формирования самостоятельных и устойчивых суждений, касающихся нравственных норм, которые регулируют взаимоотношения между людьми;
- процесса формирования умения характеризовать нравственные ценности, и анализировать каким именно образом они могут проявляться в поведении.
Оценочно-эмоциональный подход утверждает, что восприятие информации о нравственности и выработке собственных ценностных ориентаций невозможно только на когнитивном уровне. В этом процессе важная роль принадлежит эмоциям. Нравственное воспитание при таком подходе рассматривается в качестве:
- процесса формирования оценочных суждений;
- характеристики отношения к нравственным ценностям;
- взаимоотношений между людьми;
- устойчивости, глубины и силы нравственных чувств.
Интегративная позиция признает решающую роль сознания в нравственном воспитании, но утверждает, что нравственные нормы человек воспринимает не только через сознание, но и через чувства.
Мировоззренческий подход понимает нравственное воспитание в качестве процесса формирования целостного нравственного представления о природе, человеке и обществе, который выражается системой ценностей и нравственными идеалами индивида.
В аксиологическом подходе нравственное воспитание рассматривается в качестве специально организованного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.
В поведенческом подходе нравственное воспитание рассматривается в виде:
- процесса формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
- процесса свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизни;
- стремления человека к нравственным идеалам.
Целостный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве целостного процесса формирования и развития нравственных компонентов личности. К структурным компонентам данного подхода относят:
- нравственное просвещение;
- формирование нравственных убеждений;
- развитие нравственных чувств;
- формирование привычек нравственного поведения;
- выработка правильных нравственных оценок и отношений;
- формирование характера, личностных черт и интериоризации общечеловеческих ценностей;
- формирование человеческого мировоззрения.
Иными словами, нравственное воспитание может быть эффективно осуществлено только в качестве целостного, соответствующего нормам общечеловеческой морали, процесса организации всей жизни воспитанников.
Методы нравственного воспитания
Марьенко И.С. выделил следующие группы воспитательных методов:
- методы приучения;
- упражнения;
- стимулирование;
- торможение;
- самовоспитание;
- руководство;
- объяснительно-репродуктивные методы;
- проблемно-ситуативные методы.
Упражнения помогают вырабатывать и закреплять необходимые навыки и привычки, реализовывать их в практической деятельности.
Проблемно-ситуативные методы побуждают индивида к систематизации ранее усвоенных нравственных знаний и соотнесению их с избранными поведенческими формами в качестве конечного результата решения поставленных проблем.
Одним из ярких методов нравственного воспитания является личный пример, оказывающий огромное воздействие на сознание и поведение, на процесс формирования морального облика.
Иными словами, нравственное воспитание представлено непрерывным процессом, который начинается в момент рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни, и направляется на овладение людьми поведенческими правилами и нормами.