Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование нравственной культуры личности

Сущность и цели нравственного воспитания

Определение 1

Нравственная культура – это определенный уровень усвоения и соблюдения членами общества свойственных ему моральных норм и правил. Нравственная культура выражается обычаями, нормами поведения, нравами, ценностными ориентациями, оценками добра и зла, пониманием счастья, героизма, любви и дружбы.

Цель нравственного воспитания реализуется во всем содержании воспитательной деятельности, представляющей собой двусторонний процесс отношений между субъектом и объектом воспитания.

Нравственное воспитание в качестве определенного процесса состоит из сообщения воспитанникам определенной информации, касающейся должного поведения. Ответственность за поведение вырабатывается на базе знаний о том, как должен человек поступить в определенных условиях. Моральные нормы усваиваются стихийно в повседневном общении людей. Нравственным воспитанием этому процессу придается некоторая целевая направленность и систематичность благодаря этическому просвещению.

Определение 2

Нравственность – это характеристика личности, которая объединяет такие качества и свойства, как доброта, дисциплинированность, порядочность и коллективизм.

Результат целостного процесса нравственного воспитания – формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, воли, навыков, привычек и общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание состоит из:

  • формирования сознания связи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами общества;
  • ознакомления с идеалами нравственности, требованиями общества, а также доказательства их разумности и правомерности;
  • превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания системы этих убеждений;
  • формирования устойчивых нравственных чувств, высокой поведенческой культуры в качестве одной из главных проявлений уважения человека к окружающим людям;
  • формирования нравственных привычек.
«Формирование нравственной культуры личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нравственное воспитание личности является сложным и многогранным процессом, включающим педагогические и социальные аспекты. При этом нравственное воспитание - процесс автономный.

Содержание нравственного воспитания

Единый подход к содержанию нравственного воспитания отсутствует. Однако можно выделить несколько подходов к пониманию содержания процесса нравственного воспитания:

  • когнитивный;
  • оценочно-эмоциональный;
  • интегративно-мировоззренческий;
  • аксиологический;
  • поведенческий, или деятельностный;
  • целостный.

Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве:

  • процесса формирования самостоятельных и устойчивых суждений, касающихся нравственных норм, которые регулируют взаимоотношения между людьми;
  • процесса формирования умения характеризовать нравственные ценности, и анализировать каким именно образом они могут проявляться в поведении.

Оценочно-эмоциональный подход утверждает, что восприятие информации о нравственности и выработке собственных ценностных ориентаций невозможно только на когнитивном уровне. В этом процессе важная роль принадлежит эмоциям. Нравственное воспитание при таком подходе рассматривается в качестве:

  • процесса формирования оценочных суждений;
  • характеристики отношения к нравственным ценностям;
  • взаимоотношений между людьми;
  • устойчивости, глубины и силы нравственных чувств.

Интегративная позиция признает решающую роль сознания в нравственном воспитании, но утверждает, что нравственные нормы человек воспринимает не только через сознание, но и через чувства.

Мировоззренческий подход понимает нравственное воспитание в качестве процесса формирования целостного нравственного представления о природе, человеке и обществе, который выражается системой ценностей и нравственными идеалами индивида.

В аксиологическом подходе нравственное воспитание рассматривается в качестве специально организованного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.

В поведенческом подходе нравственное воспитание рассматривается в виде:

  • процесса формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесса свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизни;
  • стремления человека к нравственным идеалам.

Целостный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве целостного процесса формирования и развития нравственных компонентов личности. К структурным компонентам данного подхода относят:

  • нравственное просвещение;
  • формирование нравственных убеждений;
  • развитие нравственных чувств;
  • формирование привычек нравственного поведения;
  • выработка правильных нравственных оценок и отношений;
  • формирование характера, личностных черт и интериоризации общечеловеческих ценностей;
  • формирование человеческого мировоззрения.

Иными словами, нравственное воспитание может быть эффективно осуществлено только в качестве целостного, соответствующего нормам общечеловеческой морали, процесса организации всей жизни воспитанников.

Методы нравственного воспитания

Марьенко И.С. выделил следующие группы воспитательных методов:

  • методы приучения;
  • упражнения;
  • стимулирование;
  • торможение;
  • самовоспитание;
  • руководство;
  • объяснительно-репродуктивные методы;
  • проблемно-ситуативные методы.

Упражнения помогают вырабатывать и закреплять необходимые навыки и привычки, реализовывать их в практической деятельности.

Проблемно-ситуативные методы побуждают индивида к систематизации ранее усвоенных нравственных знаний и соотнесению их с избранными поведенческими формами в качестве конечного результата решения поставленных проблем.

Одним из ярких методов нравственного воспитания является личный пример, оказывающий огромное воздействие на сознание и поведение, на процесс формирования морального облика.

Иными словами, нравственное воспитание представлено непрерывным процессом, который начинается в момент рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни, и направляется на овладение людьми поведенческими правилами и нормами.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot