Основные направления внеурочной деятельности младших школьников
Внеурочная деятельность – это деятельность, организованная внешкольными учреждениями или учебными заведениями, но во внеурочное время, ориентированная на развитие учащихся в различных направлениях и организованная способами, отличными от построения программ прохождения учебных занятий.
К направлениям внеурочной деятельности могут быть отнесены занятия в разнообразных кружках, спортивных секциях, театральные занятия, участие в выступлениях КВН, сообществах по интересам, в диспутах, научных сообществах, в олимпиадах и соревнованиях.
Внеурочная деятельность имеет свои преимущества, заключающиеся в том, что она предоставляет учащимся широкий спектр разнообразных занятий, которые они выбирают по своему интересу и наклонностям. Это позволяет расширить кругозор учащихся и способствует развитию их личности в различных направлениях.
Особенно актуальным представляется ориентация внеурочной деятельности на развитие нравственных качеств ребенка и формированию его эстетических представлений.
Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы может производиться различными физическими и юридическими лицами, компетентными в этой области:
- Педагогами начальных классов;
- Педагогами-предметниками;
- Родителями учащихся;
- Организациями дополнительного образования;
- Спортивными организациями и секциями;
- Учреждениями культуры;
- Общественными объединениями;
- Летними школами и лагерями.
Внеурочная деятельность и ее организация регулируется федеральными образовательными стандартами. Они устанавливают следующие направления внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-эстетическое;
- Научно-познавательное;
- Военно-патриотическое;
- Деятельность, ориентированная на принесение пользы обществу;
- Проектная деятельность.
Каждое из этих направлений, в той или иной степени, оказывает воздействие на формирование нравственно-этических направлений личностного развития младших школьников. Они формируются в ходе принятия участия детей в игре, познавательной работе, проблемно-ценностном общении, простом досуговом общении, выполнении художественных творческих проектов, участие детей в социальном творчестве, выполнении разнообразных видов трудовой деятельности, спортивных мероприятиях, а также в ходе проведения экскурсий и туристических мероприятий.
Уровни нравственного развития младшего школьника во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность любой направленности ориентирована на достижение определенного воспитательного результата, связанного с нравственным развитием личности, формированием у ребенка этических представлений и норм общественного поведения.
Плановые результаты реализации внеурочной деятельности можно подразделить на несколько уровней:
- На первом уровне происходит построение взаимодействия между педагогом и учащимися, в ходе которого происходит усвоение норм социального поведения. педагог знакомит учащихся с устройством общества, рамками, в которые должно укладываться поведение всех его членов, объясняет причины, по которым нельзя нарушать правила социального поведения и взаимодействия.
- На втором уровне взаимодействие строится между одноклассниками или формируются дружеские связи между детьми. Таким образом, младшие школьники получают представление о системе общественного взаимодействия, учатся строить коммуникативные связи, получают опыт переживаний и формируют положительное отношение к фундаментальным ценностям социума.
- На третьем уровне реализуется взаимодействие учащихся с субъектами социальной среды т.е. младший школьник получает опыт самостоятельного выполнения какого-то общественного действия, посредством которого они учатся действовать в соответствии с этическими нормами поведения.
Влияние различных направлений внеурочной деятельности на формирование нравственно-этических ориентаций
Разнообразные виды и направления внеурочных занятий оказывают разное влияние на развитие нравственных свойств личности и формирование основ этического поведения.
Рассмотрим некоторые их них:
- Познавательная деятельность. Внеурочная деятельность может быть ориентирована на расширение знаний учащихся в какой-то области, ознакомление с более широким кругом данных, по сравнению со школьной программой по различным дисциплинам. Познавательные занятия ориентированы на передачу детям социальных знаний и приобщение их к фундаментальным национальным ценностям. К таким занятиям можно отнести разнообразные экспериментальные проекты, олимпиады, конференции, брейн-ринги. На них младшие школьники могут получить знания гуманитарной, здоровьесберегающей, эстетической и экологической направленности. Кроме того, организация разнообразных экскурсий нацелена на получение, как дополнительных знаний учащихся по определенной тематике, так и на знакомство с культурными ценностями, историей, воспитание ценностного отношения к культуре и экологии своего родного края, страны и планеты.
- Проблемно-ценностное общение. Для учащихся младших классов регулярно проводятся беседы этической направленности. Они нацелены на воспитание у детей ответственного поведения в школе и за ее пределами, знакомство с понятиями добра и зла, хорошего и плохого. Также, дети знакомятся с правилами хорошего тона, изучают правила этикета. Им прививается любовь к прекрасному, Родному краю, воспитывается патриотизм, формируется жизненное мировоззрение.
- Игровая деятельность. Она ориентирована на расширение кругозора учащихся в увлекательной для них форме. Игры помогают развить познавательную активность учащихся, воспитывают культуру поведения в коллективе: учат считаться с чужим мнение и интересами, расширяют кругозор.
- Художественное творчество. Оно позволяет сформировать у младших школьников эстетический вкус, привить им любовь к искусству, красоте. Помимо этого, художественное творчество укрепляет уважительное отношение к труду, способствует развитию нравственных принципов общественного поведения, а также помогает раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его. Ребенок познает себя через искусство, учится замечать прекрасное в каждом объекте, процессе и явлении.
- Трудовая деятельность. Такая деятельность в младших классах может быть представлена в виде организации дежурств в классе, уборки класса, принятие участия детей в школьных субботниках, организации сезонных общественно-полезных работ для детей и их родителей. Все это развивает уважительное отношение к труду, помогает усвоить его значимость и ценность.