Формирование безопасного поведения как педагогическое явление
Безопасное поведение – это поведение человека в любой жизненной ситуации, которое не создает никаких угроз жизни и здоровью ни ему, ни окружающим.
В педагогической науке занимаются изучением практики воспитания с использованием различных составляющих педагогического процесса: умственной, физической, эстетической и др. Таким же элементом педагогического процесса является и формирование безопасного поведения, особенно поведения на дороге.
В зависимости от внешних и внутренних факторов у школьников может формироваться два типа поведения:
- деструктивное: склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальные наклонности и пр.;
- безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов.
В реальной учебной деятельности совместные действия учащихся и учителя вызывают различные изменения деятельности, способностей и личностных качеств учащихся, что приводит к следующим результатам:
- получение опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое и становится причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях;
- получение опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях;
- получение опыта успешных действий, направленных на профилактику, минимизацию последствий, преодоление опасных ситуаций;
- психотравмирующее воздействие деятельности учащихся в опасных ситуациях, развитие тревожности, формирование склонности неадекватно эмоционально реагировать на факторы риска;
- сохранение личности ребенка от внутренних и внешних воздействий с применением разных типов психологической защиты.
Иными словами, в состав формирования безопасного поведения школьников включены: процесс формирования предметных действий будущей деятельности и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. В широком смысле под безопасным поведением понимают формирование готовности осуществлять различную деятельность и выполнять различные социальные функции. В узком смысле, формирование безопасного поведения включает привитие школьникам фрагментов культуры, основной функцией которых является обеспечить безопасность человека и общества.
Формирование безопасного поведения – одно из основных педагогических условий включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях и стремящейся постоянно самосовершенствоваться и реализовывать новые возможности.
Принципы формирования безопасного поведения на дороге
Образовательный процесс по формированию основ безопасности дорожного движения необходимо строить на основании дидактических закономерностей, то есть от простого к сложному.
Дидактические принципы, которые необходимо реализовать в образовательном процессе:
- преемственность каждый новый этап обучения младших школьников должен базироваться на уже усвоенным ими знаниях, умениях и навыках, полученных в ДОУ и в семье;
- последовательность и постепенность – знания по основам безопасности дорожного движения должны даваться постепенно, некоторыми дозами, без перегрузки;
- развивающее обучение – обучающие воздействия на личность и поведение ребенка дает возможность управлять темпами и содержанием его развитие. Но не нужно заставлять младших школьников заучивать сложные термины, дорожные знаки и пр.;
- доступность – учебный материал необходимо излагать в доступной для детей форме. Дети не могут воспринимать сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений;
- наглядность – используют при работе с детьми, когда им необходимо самим все увидеть и услышать, благодаря чему будет реализовано стремление к познанию;
- единство воспитания и обучения – на каждом этапе нужно заниматься воспитанием у детей культуры поведения на улицах и дорогах, общественных местах и транспорте.
Методы обучения безопасному поведению на дорогах
Метод обучения – это способ деятельности учителя, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учениками.
Для младших школьников наиболее актуальны определенные методы изложения знаний. Они будут рассмотрены ниже.
Рассказ – используется, когда нужно сообщить ученикам новые знания, факты и события, то есть то, что они не могут непосредственно наблюдать.
Рассказ-объяснение может применяться, когда требуется раскрыть логическую последовательность, обнаружив зависимость изучаемых объектов и явлений в дорожной среде. Данный метод используют, чтобы совместно с учащимися открыть новое знание, связанное с прежним опытом.
Беседа – используется с опорой на уже имеющиеся знания и личный опыт учеников, подводя их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляя и развивая их знания, умения и навыки.
Работа с наглядным материалом – предполагает самостоятельную работу учащихся. Они могут записывать слова и дорожные термины, изучать учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, искать ответы на поставленные вопросы, выполняя задания учителя. Самостоятельная работа с наглядными материалами, которая сопровождается рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Игра – необходима для точного воспроизведения определенных действий после показа учителем. Сначала каждый ребенок отрабатывает элементы действий, потом эти действия делают последовательно, а затем сравнивают с образцом.
Экскурсии – проводят, чтобы ознакомить детей с дорожной средой и закрепить учебный материал. Экскурсия может быть пешей, автобусной или на маршрутном транспорте. Во время остановок учитель показывает детям опасные места вокруг территории школы, объекты, которые закрывают обзор, сезонные изменения дорожных условий. Также демонстрирует действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и пр. На экскурсиях ученики приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных теоретических знаний, умений, привычек и навыков.