Лёгкая умственная отсталость – это особое психическое состояние, которое характеризуется ограниченным интеллектуальным развитием, сниженным уровнем функционирования ЦНС.
Особенности осознанного чтения у школьников с легкой степенью умственной отсталости
Основной задачей обучения детей чтению является формирование у них навыка осознанного чтения, понимания прочитанного, усвоение структуры и содержания текста.
Значимость навыка осознанного чтения заключается в том, что если ребенок, читая текст, не понимает его содержания, то смысла в таком чтении нет. Так как цель чтения – это получение определенной информации, заключенной в тексте.
Задачей педагога является не только обучить детей чтению, но и сформировать у них навык осознанности прочитанного.
В том случае, если у ребенка легкая степень умственной отсталости, то ему намного сложнее понять прочитанный текст. Связано это с тем, что у детей с нарушениями интеллекта отмечаются и нарушения осознанности чтения.
Трудности возникают еще на этапе овладения техникой чтения. Детям сложно понять как сам текст, так и скрытую в нем смысловую информацию метафорического характера.
Специфика нарушений осознанности чтения у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости проявляется в следующем:
- Скудность словарного запаса не позволяет им понять некоторые слова, что негативно сказывается на понимании всего текста и заключенной в него информации.
- Сложности с установлением причинной зависимости явлений и их последовательности. Дети с легкой степенью умственной отсталости, не могут без помощи взрослого понять мотивы поступков героев, а также основную мысль произведения.
- Трудности в понимании прочитанного, в случае если описываемые происходящие события и конкретные факты расходятся между собой.
- Довольно часто у детей с легкой степенью отсталости в процессе чтения могут активизироваться случайные ассоциации, в результате чего смысл прочитанного искажается или теряется.
- Фрагментарность восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости усугубляют ситуацию прочитанного тем, что ребенок не может запомнить количество героев, место действия и логику его течения. Ребенок может приписывать одному герою поступки другого, сокращать количество героев и т.д.
- Нарушенное наглядно-образное мышление приводит к тому, что дети не точно, а иногда и скаженно понимают прочитанную ситуацию.
Таким образом, совокупность всех нарушений у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, осложняет формирование навыка осознанного чтения.
Специфика формирования навыка осознанного чтения у детей с легкой степенью умственной отсталости
Формирование навыка осознанного чтения у детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости осуществляется в рамках специально организованного коррекционного педагогического процесса.
В формировании навыка осознанного чтения у детей с легкой степенью умственной отсталости используются те же виды занятий, что и в массовой школе:
Индивидуальная подготовка ребенка к восприятию прочитанного текста – подразумевает предварительное проведение ряда диагностических методик с целью установления нарушения интеллектуальной сферы ребенка. Кроме диагностики, предварительная работа, подразумевает проведение бесед, рассматривание иллюстраций, экскурсии, походы и т.д.
Систематическое проведение словарной работы – значительно глубже, чем у детей с нормой развития. Для работы используется не более четырех слов, в то время как дети с нормой развития могут работать с большим количеством слов одновременно. Во время словарной работы педагог привлекает детей к обсуждению слов, заслушивает их самостоятельные определения их понимания.
Выразительное чтение вслух перед другими детьми и педагогом – является достаточно сложной работой, требующей от педагога значительных усилий. Сложности связаны с тем, что у детей достаточно бедный чувственный опыт и практически отсутствует абстрактное мышление. Большое значение для формирования выразительного чтения имеет предварительная работа, которая подразумевает предварительные беседы на тему текста, который предстоит прочитать. Если текст содержит описание природы, то используют такие приемы как наблюдение, прогулки и экскурсии.
Вторичное чтение текста, который ранее был прочитан педагогом – педагог предварительно читает текст, по ходу которого дает детям пояснения о прочитанном. Задача ребенка прочитать текст повторно, понять смысл прочитанного, выделить его основную мысль.
Совместный анализ прочитанного – подразумевает совместное обсуждение, в котором педагог действует по ситуации. Если дети справляются, то его задача - руководить и направлять. Если дети испытывают сложности, то задача педагога помогать им, направлять, корректно поправлять.
Составление плана пересказа и непосредственно сам пересказ прочитанного – в отличие от работы с детьми с нормой развития, составление плана осуществляется не только устно, но и с использованием дополнительных средств (иллюстрации, схема и т.д.).
Систематическая и планомерная работа над выразительностью чтения – подразумевает постоянную работу в данном направлении. Если дети с нормой развития занимаются работой над выразительным чтением в рамках специально организованных занятий, то дети с легкой степенью умственной отсталости тренируют выразительное чтение на каждом уроке, в рамках специально отведенного времени. Дети читают текст по цепочке.
Формирование умения выделять главного и второстепенного героев, их основных характеристик – используются дополнительные приемы работы, которые помогают детям сосредоточиться, не потерять смысл прочитанного. Это могут быть иллюстрации, схемы, игрушки и т.д.
Обобщение прочитанного. Заключительной стадией работы над произведением является обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению. Эта работа часто сопровождается творческой деятельностью школьников. Виды творческой деятельности различны: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, инсценировки.
Таким образом, все указанные виды работ имеют ряд специфических черт, которые проявляются в использовании коррекционных приемов работы с детьми, углублении и усилении подготовки и предварительной работы и т.д. Также необходимо отметить, что скорость овладения детьми техникой чтения и навыками осознанного чтения осуществляется значительно медленнее, чем у детей с нормой развития.