Понятие и сущность мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста
Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения знаний в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
В настоящее время очень актуальна проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Это связано с тем, что большинство детей с приходом в первый класс, оказываются психологически не готовы к школьному обучению, даже не смотря на то, что посещали дошкольные учебные заведения.
Вопросы мотивационной и эмоциональной готовности старших дошкольников к обучению в школе, рассматриваются многими учеными в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии.
Мотивационный и эмоциональный компоненты готовности старших дошкольников к обучению в школе включают в себя, наличие у детей ряда личностных качеств и сформированности следующих знаний и умений:
- Интеллектуальная готовность – включает в себя наличие у дошкольника необходимых фундаментальных знаний, умений, навыков и опта практической деятельности.
- Личностная готовность – подразумевает готовность ребенка к осознанию и полному принятию новой социальной позиции, которая включает в себя новый круг прав и обязанностей.
- Физическая готовность – общее состояние здоровья ребенка.
Одной из психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста является преобладание общественных мотивов над личными. В случае возникновения противоречия, в его разрешении ребенок выбирает между эгоцентризмом и коллективным мнением, постепенно склоняясь в сторону децентрализации. Еще одной особенностей детей старшего дошкольного возраста является собственная самооценка, которая с возрастом становится все более адекватной.
Значимость развития компонентов мотивационной сферы состоит в том, что к моменту поступления в начальную школу ребенок должен в полной мере понимать и осознавать значимость обучения, стремиться к получению новых знаний. То есть мотивы учения должны доминировать над иными другими мотивами ребенка старшего дошкольного возраста.
Значимость эмоционального компонента заключается в том, что ребенок понимает смену собственного социального статуса и не всегда способен принять его позитивно. Задача взрослых помочь старшим дошкольникам настроится на положительное эмоциональное восприятие новой жизненной позиции.
Таким образом, в том случае если к моменту поступления ребенка в школу у него не сформированы в должной мере мотивационные и эмоциональные компоненты, то процесс обучение не принесет ожидаемых результатов.
Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста
Мотивационная готовность к обучению в школе – это совокупность психологических качеств ребенка старшего дошкольного возраста, основным из которых является самооценка.
К моменту поступления в школу, ребенок должен иметь адекватную самооценку, уметь самостоятельно оценивать свое поведение, анализировать собственные успехи и неудачи.
Самооценка – это самостоятельная оценка личности собственных возможностей, качеств и своего места в обществе.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста формируется под воздействием:
- Адекватной похвалы взрослых успехов и достижений ребенка.
- Чувства самостоятельности и успешности, которые ребенок переживает при осуществлении различных видов деятельности.
Сформированность мотивационного компонента готовности у ребенка старшего дошкольного возраста выражается в следующем:
- Ребенок стремится пойти в школу и очень расстраивается при отсутствии данной возможности.
- Процесс обучения привлекает ребенка и представляется им как социально значимый вид деятельности.
- Имеется сформированная четкая полимотивация к обучению.
- Стремление и мотивация настолько сильны, что помогают ребенку преодолевать ежедневные школьные трудности.
- Имеется сформированная и устойчивая иерархия мотивов, во главе которой стоят социальные и познавательные мотивы обучения, а также нравственные мотивы поведения.
- Ребенок способен вербализовать собственные мотивы обучения, понимает значимость и смысл получения знаний.
Формирование эмоционального компонента готовности к школе
Эмоциональный компонент готовности обучения в школе – это совокупность определенных качеств, позволяющих ребенку преодолеть различные блокады и эмоциональную неуверенность, мешающие процессу обучения или ведущие к тому, что ребенок «замыкается в себе».
Формирование эмоционального компонента готовности к школьному обучению необходимо начинать как можно раньше, так как именно данный компонент позволяет ребенку легче адаптироваться в новой для него сфере деятельности. Если ребенок эмоционально готов к обучению, то и решение сложных заданий для него будет вызывать ощущение получения новых знаний и умений, а не ощущение собственной беспомощности.
При поступлении ребенка в начальную школу, у него отмечаются сильные психологические переживания, справиться с которыми ему как раз и поможет эмоциональная компетентность.
Формирование эмоциональной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять с перспективой на личностное развитие ребенка. Это обусловлено тем, что в эмоциональной сфере ребенка дошкольника преобладают:
- Интенсивность проявления эмоций.
- Непосредственность в проявлении своих эмоций.
- Быстрая переключаемость и смена настроения.
- Поверхностность эмоций.
В процессе формирования эмоциональной готовности детей к школе, педагог в первую очередь должен стремиться к развитию личностной эмоциональной сферы в области эмоций, а именно:
- Формирование устойчивости эмоций и чувств.
- Глубина чувств.
- Осознание и личное принятие, причин по которым у ребенка проявились те или иные чувства и эмоции.
- Формирование и развитие эстетических, познавательных и нравственных чувств.
- Эмоциональное предвосхищение.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.