Мотивация обучения – это потребность, желание и стремление познавать научные данные, обучаться, самообучаться, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Формирование мотивации обучения необходимо на всех его этапах и уровнях. Мотивация ориентирована на воспитание и развитие личности.
Формирование мотивации в младшем школьном возрасте наиболее актуально и целесообразно. Именно на этом этапе возрастного развития происходит перестройка его развития на новый этап, изменяются ценности и смысловые ориентации, происходит осознание ребенком собственного «Я» и его местоположения в различных направлениях деятельности.
Рисунок 1. Учебная мотвация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте
Развитие положительной учебной мотивации в начальной школе является актуальным направлением образовательной политики. Учебная мотивация является условием получения качественного образования и повышения его эффективности.
Мотивация к обучению важна потому, что ее сформированность положительно сказывается на иных видах и направлениях деятельности.
Чтобы сформировать осознанную положительную учебную мотивацию, педагогу необходимо понимать ее сущность, механизм развития и функционирования.
Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мотивация представляет собой сложное побуждение к реализации какой-то деятельности, совершения какого-то поступка. Компонентами мотивационной сферы личности являются:
- Потребности;
- Эмоции;
- мотивы;
- Чувства;
- Ценностные ориентации;
- Принципы и нормы поведения.
Чем богаче содержание мотивационной сферы учащегося т.е., чем больше у него наличие каждого компонента мотивации и объемнее их наполненность, тем более развитой является его мотивационная сфера.
В ходе обучения, ребенок реализует свою деятельность под влиянием разнообразных мотивов. Эти мотивы определяют интерес учащихся к познанию, получению новой информации, узнавание аспектов окружающего мира, заинтересованность в поиске информации и увлечение процессом ее получения.
Спецификой формирования мотивации к познанию в младшем школьном возрасте является ее подверженность воздействию ряда факторов:
- Мотив достижения успехов. Он отражает личностную ориентацию на достижение успеха в конкретном направлении деятельности. Это означает, что если учащийся стремиться к достижению успеха, то он стремится получить знания и навыки.
- Собственное оценивание вероятности достижения поставленной цели т.е. насколько учащийся стремиться к достижению, поставленных целей и задач образования. Это стремление обуславливает потребность к обучению и желание к получению знаний.
- Важность целевого достижения своей деятельности т.е. степень необходимости реализации цели для конкретного учащегося. Цель должна отражать внутренние потребности и интересы самого учащегося, не навязываться взрослыми и быть адекватной для достижения.
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие и закрепление учебных мотивов. В этот период особенно активно развиваются познавательные мотивы, мотивы самоутверждения и самореализации, самообучения и саморазвития.
Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит развитие социальных мотивов и укрепляется мотивационная структура с ориентационной составляющей формирующейся личности младшего школьника.
Использование игровых технологий в качестве приоритетного мотивационного средства
Игровые технологии являются важным средством активации познавательной заинтересованности учащихся младшего школьного возрасте. Посредством их применения удается активизироваться учебную деятельность учащихся, привлечь их к познанию, сформировать потребность в получении новых знаний.
Игровые технологии – это методы и способы организации учебно-воспитательного процесса в интересной, увлекательной форме, т.е. посредством применения педагогических игр.
Педагогическая игра ориентирована на достижение конкретной образовательной цели и имеет конечный продукт т.е. итоги своего применения, выраженные в получении учащимися определенных знаний и навыков.
Игровые методы и их активное применение в младшем школьном возрасте способствует развитию потребности к знанию, побуждает к принятию участия в процессе обучения. Актуальность использование игровых технологий объясняется возрастной спецификой развития психических процессов младшего школьника.
Игра обладает обширным развивающим потенциалом. Она имеет такую организацию, при которой участие в игре является, по сути, добровольным, но требует обязательного исполнения правил игры, в соответствии с игровой ролью. Игра увлекает и развлекает учащегося, но в то же время заставляет напряженно трудиться, активизировать мышление и логику, память и воображение, восприятие и эмоции.
В процессе игровой деятельности учащиеся учатся несению ответственности за свои действия, поскольку от них зависит успех игры – проигрыш или поражение, достижение чего-то, нахождение какой-то информации или иного блага.
В игре ребенок действует на основе собственных мотивов и установок. Это способствует активизации его мотивационной сферы, что в конечном итоге приводит к формированию мотивации к познанию.
Чтобы мотивация к обучению формировалась в ходе игровой деятельности, требуется соблюдение некоторых правил применения игровых технологий:
- Выбор игрового занятия, его содержание зависят от целевого назначения урока, уровня интеллектуального и физического развития учащихся, наличия игровых атрибутов.
- Условия игры и ее правила должны быть доступными для понимания и восприятия младшими школьниками. Игра должна увлекать и вызывать желание принять в ней участие.
- Игровые действия должны быть разнообразными.
- Игра должна быть знакома ребенку и отвечать его потребностям и интересам.
- Игровые задания познавательной направленности не должны быть слишком сложными и требовать приложения, непосильного ребенку младшего школьного возраста, труда.
- Элементы игровой новизны должны присутствовать на каждом игровом занятии. Это повышает интерес к игре.
- Игра должна быть безопасной для детей.