Особенности развития математических представлений у дошкольников
Математические способности ребенка относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.
Стоит отметить, что математические способности не всегда связаны с вычислительными навыками. Математические способности, скорее относят к творческому развитию личности.
Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью, легко запоминать математические знаки, формулы, числа. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, по своей природе, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.
Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка, поскольку разный возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.
Математические навыки состоят из следующих элементов:
- Способность к разделению математического материала, разделению математических форм и содержания, навыки практического применения формальных структур, отношений и взаимосвязей.
- Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.
- Навыки практического применения числовой и знаковой символики.
- Навыки сужения процессов рассуждения, за счет применения более узких, закрытых структур.
- Навыки пошагового логического рассуждения, требующего определенных доказательств, обоснования, разумных выводов.
- Навыки конвертации мыслительных процессов.
- Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между видами деятельности и мыслительными процедурами, способность не принимать во внимание шаблоны и образцы при решении определенных логических и умственных задач.
- Развитая математическая память. Логические схемы, формализованные структуры и обобщения требуют запоминания.
- Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных представлений.
Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте. Дети этого возраста могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций. Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая это на бессознательном уровне.
Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих игр различной направленности.
В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения, подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений. При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно. Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата – развитие конкретного элемента математических способностей.
Основные приемы развития элементарных математических способностей
Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:
- Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов, иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств обучения и техниках их применения.
- Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов, рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп, порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.
- Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий, включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и моделирования.
Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей
Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.
Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию, которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка, стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки, закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.
Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.
Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.
Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических способностей:
- Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;
- Развивает психические процессы организма;
- Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;
- Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;
- Развивает сенсорные навыки и умения;
- Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности грамотного выражения своих мыслей в речи.