Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование математических представлений дошкольников

Особенности развития математических представлений у дошкольников

Математические способности ребенка относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.

Замечание 1

Стоит отметить, что математические способности не всегда связаны с вычислительными навыками. Математические способности, скорее относят к творческому развитию личности.

Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью, легко запоминать математические знаки, формулы, числа. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, по своей природе, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.

Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка, поскольку разный возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.

Математические навыки состоят из следующих элементов:

  1. Способность к разделению математического материала, разделению математических форм и содержания, навыки практического применения формальных структур, отношений и взаимосвязей.
  2. Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.
  3. Навыки практического применения числовой и знаковой символики.
  4. Навыки сужения процессов рассуждения, за счет применения более узких, закрытых структур.
  5. Навыки пошагового логического рассуждения, требующего определенных доказательств, обоснования, разумных выводов.
  6. Навыки конвертации мыслительных процессов.
  7. Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между видами деятельности и мыслительными процедурами, способность не принимать во внимание шаблоны и образцы при решении определенных логических и умственных задач.
  8. Развитая математическая память. Логические схемы, формализованные структуры и обобщения требуют запоминания.
  9. Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных представлений.
«Формирование математических представлений дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте. Дети этого возраста могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций. Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая это на бессознательном уровне.

Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих игр различной направленности.

В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения, подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений. При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно. Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата – развитие конкретного элемента математических способностей.

Основные приемы развития элементарных математических способностей

Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:

  1. Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов, иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств обучения и техниках их применения.
  2. Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов, рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп, порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.
  3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий, включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и моделирования.

Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей

Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.

Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию, которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка, стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки, закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.

Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.

Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.

Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических способностей:

  • Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;
  • Развивает психические процессы организма;
  • Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;
  • Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;
  • Развивает сенсорные навыки и умения;
  • Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности грамотного выражения своих мыслей в речи.
Дата последнего обновления статьи: 11.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot